Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лисковская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______________Быкова Н. А. Приказ № 80 от 1 сентября 2023 г. План профориентационной работы МБОУ Лисковская СОШ на 2023 - 2024 учебный год (Продвинутый уровень Профориентационного минимума) д. Лисково, 2023 г. План профориентационной работы МБОУ Лисковская СОШ на 2023-2024 учебный год (Продвинутый уровень Профориентационного минимума) Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов МБОУ Л и с к о в с к а я СОШ Задачи основного уровня: построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся МБОУ Лисковская СОШ, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию профессионального самоопределения и вовлечении всех участников образовательного процесса; систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных и федеральных моделей профессиональной ориентации обучающихся; разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 -7, 8 - 11 классы); разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам; выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся послеучастия в профориентационной программе; формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно- профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации, с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации); повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора. Планируемые результаты: для обучающихся 6 - 11 классов – развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; для родителей – получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Российской Федерации; для педагогов и специалистов – повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий; для работодателей – привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися. Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей обучающихся МБОУ Лисковская СОШ, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных врегионе профессиональных кадров. Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом – организатором. По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории. Форматы профориентационной работы Профориентационная работа реализуется в следующих форматах: УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 11 часов ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 34 часа ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - 3 часа ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ – 18 часов ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ – 4 часа ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – 10 часов Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» в рамках проекта «Билет в будущее» или другие программы. Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология». Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся Профориентационный урок Урок «Россия - мои горизонты» (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте) Рефлексивный урок Мероприятия по выбору участников образовательных отношений: Профориентационные программы внеурочной деятельности; Дополнительные профориентационные уроки; Онлайн-уроки «Шоу профессий»; Проектная деятельность. Выставка «Лаборатория будущего» Профессиональные пробы на базе Платформы Мероприятия на выбор: Экскурсии в образовательные организации ВО или СПО; Экскурсии на производство; Конкурсы профориентационной направленности; Образовательные выставки. Воспитательная работа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) Родительское собрание (ознакомительное и итоговое). Участие родителей в профориентационных уроках в качестве приглашенных экспертов в профессии. Профориентационные мероприятия на основном уровне: Профориентационные уроки; Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе; Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок; Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организация регистрации участников; Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате); Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня. № Мероприятия Участники Сроки п/п Ответственный проведения 1. Организационно-информационная деятельность 1 Оформление стендов, наглядных пособий, Классные руководители Сентябрь Зам. директора Проведение анализа результатов Классные руководители Сентябрь Зам. директора профориентации за прошлый год, выявление выпускников 9 класса Сентябрь–май Зам. директора плакатов, методических материалов 2 трудоустройства и поступления в учреждения НПО, СПО и высшего образования выпускников 9 класса 3 4 Координирование работыпедагогического Педагогический коллектива коллектив Осуществление Обучающиеся Взаимодействия с ЦЗН, 6–11 Сентябрь–май предприятиями, классов Администрация школы учреждениями НПО, СПО 5 Уточнение и дополнение количества участников Обучающиеся проекта «Билет в будущее» классов 6–11 Сентябрь Классные руководители 2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическимиработниками 1 Оказание помощи в разработке, организации и Классные руководители Сентябрь–май проведении воспитательных Администрация школы мероприятий 2 Организация консультаций: Классные руководители Сентябрь–май Классные руководители Педсовет: «Воспитание как Педагогический 29.01.2023 Заместитель приоритет государственной политики» - роль коллектив «Основные направления работы классного руководителя по знакомству обучающихся с миром профессий»; «Формула выбора профессии»; «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся» 3 профориентационной работы учителя директора, советник в директора создании современной личности 4 Теоретический семинар «Организация работы с Педагогический детьми «группы риска» и семьями, состоящими коллектив на различных видах профилактического учета» 19.02.2024 Зам.директо ра по ВР 3. Профориентационные мероприятия с обучающимися 1 Курс внеурочной деятельности «Россия – мои 6-11 классы Сентябрь –май горизонты». Классные руководители 6-11 классов 2 3 Участие во Всероссийском проекте по 6-11 классы Сентябрь –май Классные профориентации руководители «Билет в будущее» 6-11 классов Школьный 2-9 классы Апрель Ответственный за профориентацию 2-11 классы Сентябрь – май Классные Профориентационный марафон (беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры) 4 Организация и проведение классных часов по руководители, профориентации ответственный за профориентацию 5 Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности 1-11 классы Сентябрь – май Учитель-предметник 6 Участие обучающихся в днях открытых дверей 8-11 классы Сентябрь – май Классные руководители, учреждений НПО, СПО и высшего образования ответственный за 7 8 9 Участие обучающихся в работе ярмарки 8-11 классы Март – апрель профориентацию Классные вакансий ЦЗН с целью знакомства с руководители, учреждениями СПО и высшего образования и ответственный за рынком труда профориентацию Вовлечение учащихся в общественно-полезную 8-11 классы Сентябрь – май Классные деятельность в соответствии с познавательными руководители, и профессиональными ответственный за интересами профориентацию Онлайн-уроки «Шоу профессий» 7-11 классы Сентябрь – май Классные руководители, ответственный за профориентацию 10 Проектная деятельность 4-8 классы Сентябрь – май Классные руководители, учителяпредметники, ответственный за профориентацию Реализация профессиональной ориентации обучающихся через Центр образования «Точка роста» 4. Профориентационная деятельность с родителями 1 Проведение индивидуальных консультаций с 1-11 классы 11 Сентябрь – май Руководитель центра Май Зам. директора, родителями по проблемам выбора учебных Классные предметов, курсов, модулей формируемой части руководители учебного плана, внеурочной деятельности 2 Родительские собрания Родители обучающихся Сентябрь – май 1-11 классов Администрация школы, классные руководители 3 Привлечение родителей к участию в проведении Родители обучающихся мероприятий классноурочной системы 1-11 классов Сентябрь – май Администрация школы, классные руководители Приложение 1 Темы классных часов по профориентации на 2023-2024 учебный год № п/п 1 – 4 классы 1 Профессии моих родителей 2 В гостях у писателя 3 В мире книг (в библиотеке). Как рождается книга 4 Вкусная профессия – кондитер 5 Путешествие в мир театра 6 Профессия – пожарный 7 Такие разные профессии 5 – 11 классы 1 Мир моих увлечений 2 Труд кормит, а лень портит 3 Как правильно выбирать профессию 4 Профессия – Родину защищать! 5 Женщина в космосе 6 В мире профессий. Популярные профессии 7 Хорошо, что мы такие разные 8 Хочу – Могу - Надо! 9 Возможности человека 10 Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности