Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лисковская средняя общеобразовательная школа Согласовано На Совете школы Протокол №3 от 19 января 2024 г. Утверждаю Директор МБОУ Лисковская СОШ Н.А. Быкова Приказ № 5 от 19 января 2024г. Положение о системе наставничества в МБОУ Лисковская СОШ Кесовогорского муниципального округа Тверской области. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ Лисковская СОШ (далее - положение) разработано в соответствии: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.12.2021 г. № АЗ – 1128/28 «О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций»; приказом Министерства образования Тверской области от 15.12.2022г. №1285/ПК «О целевой модели наставничества, для организаций осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Тверской области». 1.2. Целевая модель наставничества МБОУ Лисковская СОШ (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 1. Основные понятия и термины Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемогов конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами. 2. Цели и задачи наставничества 3.1 Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого ,необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов. 3.2 Основными задачами школьного наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. Организационные основы наставничества 4.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе. 4.3 Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.4 Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.5 Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.6 Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.7 Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, и т.д. 4.8 Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся – активные участники родительских советов; выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.9 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.10Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.11Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.12Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.13Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.14С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 4. Реализация целевой модели наставничества. 5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. ( «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель– ученик» ) 5.2 Представление программ наставничества по формам. 5.3 Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый: Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4 Реализация целевой модели наставничества осуществляется не более 1 года. 5.5 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи –планировании. 5. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3 Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4 Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5 В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 6. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 7. Права наставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 8. Обязанности наставляемого: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации программы наставничества. 9. Права наставляемого: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 10. Механизмы мотивации и поощрения наставников. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте. Создание на сайте методической копилки с программами наставничества. Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 11. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве в МБОУ Лисковская СОШ. Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; Программа наставничества МБОУ Лисковская СОШ. Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБОУ Лисковская СОШ. Приказ о назначение куратора в внедрения Целевой модели наставничества МБОУ Лисковская СОШ. Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников. Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп». Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества».