МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Тверской области Отдел образования Кесовогорского муниципального округа МБОУ Лисковская СОШ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам. директора по УВР ___________Карасева И.Ю. Директор МБОУ Лисковская СОШ Протокол педсовета №1 от «29» августа 2024 г. ____________Быкова Н.А. Приказ №70 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-9 классов Лисково 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-9 классов составлена на основе следующих документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05. 2012 № 413; Программа «Финансовая грамотность», 5-8 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018 Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Лисковская СОШ. Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: - удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансовограмотного поведения; - приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; - воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет; - экономические отношения семьи и государства; - человек и финансовые организации; - собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например, «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: - задачи с элементарными денежными расчётами; - кейсы по экономике семьи; - игры, практические задания по работе с простой финансовойинформацией; - построение графиков и диаграмм; - мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»: - осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении,понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - проявление самостоятельности и личной ответственности засвоё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,предложение вариантов собственного заработка; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьии достигать обоюдного взаимопонимания; - понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернетсайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простыхопросов и интервью; - умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; - выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, - об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; - установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между поведением человека и его благосостоянием; - построение рассуждений-обоснований (от исходных посылокк суждению и умозаключению); - умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; - владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономическихотношений в семье и обществе). Регулятивные - анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; - контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; - применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; - работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; - умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: - владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,бизнес, валюта, валютный курс; - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; - применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; - определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса 5–6 КЛАССЫ Введение в курс «Финансовая грамотность» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние,финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): - определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; - осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи)и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; - выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - находить актуальную финансовую информацию в сетиИнтернет; - в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): - объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; - понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; - обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; - описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направлениярасходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): - называть основные источники доходов семьи; - составлять задачи, требующие денежных расчётов; - считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): - объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; - описывать свойства предмета, играющего роль денег; - объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; - называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; - называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; - объяснять, как формируется семейный бюджет; - подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); - подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; - объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. Модуль 2. Риски потери денег и имущества. Как человек может от этого защититься. Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: - осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; - понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): - анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; - соотносить вид страхования и его цель; - рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; - находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): - описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; - объяснять, как сбережение и страхование могут смягчитьпоследствия особых жизненных ситуаций; - объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; - описывать виды страхования; - приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; - высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. 7 КЛАСС Модуль 3. Человек и государство: Как они взаимодействуют Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: - понимание сущности налогов, определение их роли в жизниобщества; - осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; - оценивание социальных пособий как помощи государствагражданам в сложных жизненных ситуациях. Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): - различать прямые и косвенные налоги; - считать сумму налога; - проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; - высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейномбюджете; - находить нужную информацию на социальных порталах; - в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): - объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; - называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); - приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; - перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; - называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; - приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; - высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: - понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; - осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; - осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; - понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; - понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страныи бюджете семьи. Обучающийся научится: сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): - отличать инвестирование от сбережения и кредитования; - знать свои основные права и обязанности как потребителя; - находить актуальную информацию об услугах банков; - пользоваться пластиковой картой в банкомате; - считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; - планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; - сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; - находить и анализировать информацию о курсе валют; - проводить простые расчёты с использованием валютного курса. в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): - перечислять основные банковские услуги (сбережения,вклад, кредит, инвестиции); - объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; - объяснять, чем труд наёмного работника отличается оттруда бизнесмена; - называть необходимые условия для открытия своей фирмы; - объяснять причины существования различных валют; - называть основные мировые валюты и страны их использования; - объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. 8 КЛАСС Модуль 1 Управление денежными средствами семьи Базовые понятия и знания: • эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет); • знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; • осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; • осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы; • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: • пользоваться дебетовой картой; • определять причины роста инфляции; • рассчитывать личный и семейный доход; • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; • различать личные расходы и расходы семьи; • планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; • вести учёт доходов и расходов; • развивать критическое мышление. Компетенции: • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи; • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; • определять и оценивать варианты повышения личного дохода; • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать свои ежемесячные расходы; • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе; • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Модуль 2 Способы повышения семейного благосостояния Базовые понятия и знания: • банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование; • знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла. Личностные характеристики и установки: • понимание принципа хранения денег на банковском счёте; • оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; • осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; • осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: • рассчитывать реальный банковский процент; • рассчитывать доходность банковского вклада и других операций; • анализировать договоры; • отличать инвестиции от сбережений; • сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений; • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи; • откладывать деньги на определённые цели; • выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. Модуль 3 Риски в мире денег Базовые понятия и знания: • особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков; • знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется; • осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; • понимание причин финансовых рисков; • осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). Умения: • находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью; • читать договор страхования; • рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию; • защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; • соотносить риски и выгоды. Компетенции: • оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов; • оценивать предлагаемые варианты страхования; • анализировать и оценивать финансовые риски; • развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям; • реально оценивать свои финансовые возможности. Модуль 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Базовые понятия и знания: • банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты; • знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России. Личностные характеристики и установки: • понимание основных принципов устройства банковской системы; • понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия; • осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; • понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; • понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте. Умения: • читать договор с банком; • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; • переводить одну валюту в другую; • находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: • оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков; • оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Модуль 5 Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия и знания: • налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды; • знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений. Личностные характеристики и установки: • представление об ответственности налогоплательщика; • понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет; • понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах. Умения: • считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; • находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет. Компетенции: • осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; • планировать расходы по уплате налогов; • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. 9 КЛАСС Модуль 1 Управление денежными средствами семьи Базовые понятия и знания: • эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет); • знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов. Личностные характеристики и установки: • понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; • осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики; • осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы; • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. Умения: • пользоваться дебетовой картой; • определять причины роста инфляции; • рассчитывать личный и семейный доход; • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи; • различать личные расходы и расходы семьи; • планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде; • вести учёт доходов и расходов; • развивать критическое мышление. Компетенции: • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи; • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии; • определять и оценивать варианты повышения личного дохода; • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать свои ежемесячные расходы; • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей; • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе; • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений. Модуль 2 Семья и финансовые организации Базовые понятия и знания: • банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты; • знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России. Личностные характеристики и установки: • понимание основных принципов устройства банковской системы; • понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия; • осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры; • понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование; • понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте. Умения: • читать договор с банком; • рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам; • находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль; • переводить одну валюту в другую; • находить информацию об изменениях курсов валют. Компетенции: • оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи; • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков; • оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране. Модуль 3 Взаимодействие человека и государства Базовые понятия и знания: • налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды; • знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных накоплений. Личностные характеристики и установки: • представление об ответственности налогоплательщика; • понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет; • понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах. Умения: • считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; • просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов; • находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет. Компетенции: • осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов; • планировать расходы по уплате налогов; • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры. Класс 5 6 7 8 9 Количество часов по авторской программе 17 17 34 34 34 Количество часов по рабочей программе 34 17 34 34 17 На основании учебного плана МБОУ Лисковская СОШ на освоение программы по финансовой грамотности (5-9 классы) выделяется 136 часов учебного времени: Количество часов на изучение финансовой грамоты в 5 классах было увеличено в соответствии с учебным планом. Таблица тематического распределения часов 5 класс № п/п Тема Количество часов Авторская Рабочая 1. Введение. - 1 2. Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 7 3. Доходы и расходы семьи 13 22 4. Итоговое повторение по курсу - 2 5. Резерв итого - 2 17 34 Таблица тематического распределения часов 6 класс № п/п Количество часов Авторская Рабочая Тема 1. Введение. - 1 2. Доходы и расходы семьи - 8 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 13 6 4. Итоговое повторение по курсу 2 1 5. Резерв 2 1 17 17 итого Таблица тематического распределения часов 7 класс № п/п Количество часов Авторская Рабочая Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют 16 16 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес 17 17 3. Резерв 1 1 34 34 итого Таблица тематического распределения часов 8 класс Количество часов Авторская Рабочая № п/п Тема 1. Управление денежными средствами семьи 9 9 2. Способы повышения семейного благосостояния 6 6 3. Риски в мире денег 6 6 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем 8 8 5. Человек и государство: как они взаимодействуют 5 5 итого 34 34 № п/п Таблица тематического распределения часов 9 класс Количество часов Тема Авторская Рабочая 1. Управление денежными средствами семьи 5 5 2. Семья и финансовые организации 6 6 3. Взаимодействие человека и государства 6 6 итого 17 17 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.) Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: работу с источниками исторической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление актуальной исторической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; написание творческих работ. Формы организации учебного процесса: классно-урочная; индивидуальная; групповая; индивидуально-групповая; фронтальная; практикумы; проектно-исследовательская. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих – постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома. Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на повторительнообобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: - устные; - письменные; - графические; - практические (работы); - тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля. Формы и способы итоговой оценки и промежуточной аттестации: - зачет, исторический диктант; - проектная работа по разделам (презентация); - решение познавательных заданий по темам курса (выполнение творческих и познавательных заданий); - письменная и устная работа с адаптированным текстом (умение разбивать на абзацы, озаглавливать, составлять простой и сложный план, пересказ, умение отвечать на поставленные вопросы к тексту, обоснование своего мнения); - выполнение тестовых заданий; - работа с диаграммами, графиками, статистическими материалами. Критерии оценивания предметных результатов Критерии 5 (отлично) 4 (хорошо) 1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) Удачное использование правильной структуры ответа (введение основная часть заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов 2. Умение анализирова Выводы опираются не Некоторые важные факты 3 (удовлетворительно) Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Упускаются важные факты и 2 (неудовлетворительно) Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы Большинство важных фактов ть и делать выводы основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями 3. Иллюстраци я своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующи ми фактами 4. Научная корректност ь (точность в использован ии фактическог о материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицирую тся как правдоподобные , вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание 5. Работа с ключевыми понятиями 6. Причинноследственн ые связи Умение переходить от частного к общему или от общего к упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующи ми фактами Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемо й проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Частичные нарушения причинноследственных связей; Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно Причинноследственные связи проводятся редко; много нарушений в Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания Не может провести причинноследственные связи даже при частному; чёткая последовательно сть Класс Тема Автор небольшие логические неточности последовательно сти наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательно сти Критерии оценивания мультимедийной презентации (проекта) дата Дизайн оформление, соответствующее теме и задачам проекта (презентации) Количество слайдов – (от 5 – 8) Использование медиафайлов (музыка, видео, графика, схемы, таблицы) Источники (3-5 ссылок на справочную литературу), наличие ссылок на Интернетисточники содержание Соответствие учебным целям и задачам Отражение темы проекта (презентации) организация Текст представлен грамотно, последовательно, имеет логическую завершенность В проекте (презентации) представлены выводы, анализ проделанной работы. Наличие перспективы (планирование дальнейшей работы по теме) Общий балл: Итого (оценка) Максимальное кол-во баллов 10 Оценка учащихся Оценка учителя 10 20 20 10 10 10 5 5 100 Практическая работа (тест, письменная работа, исторический диктант, работа с адаптированным текстом, устная и письменная работа) По истории России предусмотрены тренировочные практические работы. Оценки за тренировочные практические работы ставятся по усмотрению учителя. Критерии оценки выполнения тестового задания Оценка «5» в том случае, если в выполненной тестовой работе все задания выполнены правильно, без ошибок. Оценка «4» ставится, если в выполненной тестовой работе допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если в выполненной тестовой работе, допущены 4-5 ошибок. Оценка «2» ставится, если при выполнении тестовой работы обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки. Критерии оценивания письменного ответа. При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: - представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; - раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; - аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Формула подсчета выполнения тестового задания, уровни освоения % (высокий, повышенный, низкий) Высокий: 100 – 85 % выполнения задания, оценка «5»; повышенный: 84 – 70 % выполнения задания, оценка «4»; низкий: 69-50 % выполнения задания, оценка «3». Уровень выполнения задания оценивается по пятибалльной шкале, в журнал выставляется итоговая оценка (средний балл) за выполненную работу. Учебно-методический комплекс (УМК) Класс 5 Кол-во часов в неделю согласно Реквизиты учебному программы плану ф.к. р.к. ш.к 1 Программа «Финансовая грамотность», 5-8 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018 УМК обучающегося УМК учителя Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 2. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книгадля учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. Программа «Финансовая грамотность», 5-8 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018 Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 7 Программа «Финансовая грамотность», 5-8 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018 Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 8 Программа «Финансовая грамотность», 5-8 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018 Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 9 Программа «Финансовая грамотность», 5-9 классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.: Вако, 2018 Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 6 1 1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 2. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книгадля учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 1. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 2. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книгадля учителя. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 5 КЛАССА № п/п № урока теме, разде ле Тема урока 1 1 2 3 1 2 Введение (1 час) ИТБУ– 001. Инструкция вводного инструктажа по технике безопасности для учащихся. ИТБУ – 002. Инструкция по технике безопасности для учащихся в общеучебном кабинете. Вводный урок. Почему важно развивать свою финансовую грамотность Раздел I. Введение в курс «Финансовая грамотность» (7 часов) От чего зависит благосостояние семьи От чего зависит благосостояние семьи 4 3 Учимся оценивать финансовоеповедение людей 5 4 Учимся оценивать финансовоеповедение людей 6 5 Учимся оценивать своё финансовое поведение 7 6 Учимся оценивать своё финансовое поведение 8 7 Повторение и обобщение раздела: введение в курс «Финансовая грамотность» Раздел II. Доходы и расходы семьи (22 часа) 9 1 Деньги: что это такое 10 2 Деньги: что это такое 11 3 Учебные мини-проекты «Деньги» 12 4 Учебные мини-проекты «Деньги» 13 5 Из чего складываются доходы семьи 14 6 Учимся считать семейные доходы 15 7 Исследуем доходы семьи 16 8 Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 17 9 Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 18 10 Как появляются расходы семьи 19 11 Как появляются расходы семьи 20 12 Учимся считать семейные расходы 21 13 Исследуем расходы семьи 22 14 Учебные мини-проекты «Расходы семьи» 23 15 Учебные мини-проекты «Расходы семьи» 24 16 Как сформировать семейный бюджет 25 17 Как сформировать семейный бюджет 26 18 Ролевая игра «Семейный советпо составлению бюджета» 27 19 Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» 28 20 Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» Сроки 29 21 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» 30 22 Повторение и обобщение раздела «Доходы и расходы семьи» Раздел III. Итоговое повторение (2 часа) 31 1 Итоговое повторение 32 2 Итоговое повторение 3334 Резерв КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 6 КЛАССА № п/п № урока теме, разде ле Тема урока Введение (1 час) ИТБУ– 001. Инструкция вводного инструктажа по технике безопасности для учащихся. ИТБУ – 002. Инструкция по технике безопасности для учащихся в общеучебном кабинете. Вводный урок. Почему важно развивать своюфинансовую грамотность Раздел I. Доходы и расходы семьи (8 часов) 1 1 2 1 Деньги: что это такое 3 2 Учебные мини-проекты «Деньги» 4 3 5 4 Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 6 5 Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы 7 6 Учебные мини-проекты «Расходы семьи» 8 7 9 8 10 1 11 2 Как сформировать семейный бюджет. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Повторение и обобщение раздела «Доходы и расходы семьи» Раздел II. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование» 12 3 Исследуем, что застрахованов семье и сколько это стоит 13 4 14 5 15 6 Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания Учебные мини-проекты «Страхование». Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Повторение и обобщение раздела «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Сроки Раздел III. Итоговое повторение (1 час) 16 Итоговое повторение 1 17 Резерв КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 7 КЛАССА № п/п № урока теме, разде ле Тема урока Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов) 1 1 ИТБУ– 001. Инструкция вводного инструктажа по технике безопасности для учащихся. ИТБУ – 002. Инструкция по технике безопасности для учащихся в общеучебном кабинете. Знакомство с курсом. 2 2 Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 3 3 Что такое налоги и почему их надо платить. 4 4 Какие бывают налоги. 5 5 Учимся считать налоги. 6 6 Ролевая игра "Считаем налоги семьи" 7 7 8 8 Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. 9 9 Как работает налоговая служба. 10 10 Учебные мини-проекты "Налоги". 11 11 12 12 Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 13 13 Ролевая игра "Оформляем социальное пособие". 14 14 Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 15 15 16 Учебные мини-проекты "Социальные пособия". 16 Повторение и обобщение раздела «Человек и государство: как они взаимодействуют» Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов) 17 1 Презентация портфолио "Человек и государство: как они взаимодействуют". 18 2 Для чего нужны банки. 19 3 Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 20 4 Какие бывают вклады. 21 5 Что такое кредиты и надо ли их брать. 22 6 Изучаем сайт Центрального банка РФ. Сроки 23 7 Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 24 8 Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 25 9 Как работает банк. 26 10 Учебные мини-проекты "Банковские услуги для семьи". 27 11 Что мы знаем о бизнесе. 28 12 Как открыть фирму 29 13 Для чего нужны бизнес инкубаторы. 30 14 Ролевая игра "Открываем фирму". 31 15 Что такое валюта и для чего она нужна. 32 16 33 17 Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. Повторение и обобщение раздела «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» 34 18 Резерв КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 8 КЛАССА № п/п № урока теме, разде ле Тема урока Управление денежными средствами семьи (9 часов) ИТБУ– 001. Инструкция вводного инструктажа по технике безопасности для учащихся. ИТБУ – 002. Инструкция по технике безопасности для учащихся в общеучебном кабинете. Деньги: что это такое Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи 1 1 2 2 3 3 Какие бывают источники доходов 4 4 5 5 От чего зависят личные и семейные доходы Как контролировать семейные расходы и зачем это делать 6 6 Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» 7 7 Что такое семейный бюджет и как его построить 8 8 Как оптимизировать семейный бюджет 9 9 10 1 Для чего нужны финансовые организации 11 2 12 3 Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование Повторение и обобщение раздела «Управление денежными средствами семьи» Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) Сроки Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах Представление проектов 13 4 14 5 15 6 Повторение и обобщение раздела «Способы повышения семейного благосостояния» Риски в мире денег (6 часов) 16 1 17 2 18 3 Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Чем поможет страхование 19 4 Какие бывают финансовые риски 20 5 Что такое финансовые пирамиды 21 6 Повторение и обобщение раздела «Риски в мире денег» Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) 22 1 Что такое банк и чем он может быть полезен 23 2 Польза и риски банковских карт 24 3 Что такое бизнес 25 4 Как создать своё дело 26 5 Что такое валютный рынок и как он устроен 27 6 Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте 28 7 Представление проектов 29 8 30 1 Что такое налоги и зачем их платить 31 2 Какие налоги мы платим 32 3 Что такое пенсия и как сделать её достойной 33 4 Представление проектов 34 5 Представление проектов Повторение и обобщение раздела «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ 9 КЛАССА № п/п № урока теме, разде ле Тема урока Управление денежными средствами семьи (5 часов) 1 1 ИТБУ– 001. Инструкция вводного инструктажа по технике безопасности для учащихся. ИТБУ – 002. Инструкция по технике безопасности для учащихся в общеучебном кабинете. Деньги: что это такое. Роль денег в современном мире. Сроки 2 2 3 3 Источники семейных доходов. Семейный бюджет. Как правильно распределять деньги. 4 4 Как и зачем контролировать семенные расходы. 5 5 Повторение и обобщение раздела «Управление семейным бюджетом» Семья и финансовые организации (6 часов) 6 1 Банк и банковские услуги 7 2 8 3 9 4 Кредит. Основные виды кредита. Зачем нужен кредит. Условия кредитования Что такое страхование и зачем оно нужно. Виды и условия страхования Какие бывают финансовые риски 10 5 Что такое бизнес. Как создать своё дело 11 6 Повторение и обобщение раздела «Семья и финансовые организации» Взаимодействие человека и государства (6 часов) 12 1 Что такое налоги и зачем их платить. Виды налогов 13 2 Какие налоги платит ваша семья. Учимся считать налоги 14 3 15 4 Что такое социальные пособия и какие они бывают. Какие социальные пособия получают люди. Что такое пенсия и как сделать её достойной 16 5 17 6 Повторение и обобщение раздела «Взаимодействие человека и государства» Резерв