Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лисковская средняя общеобразовательная школа СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор МБОУ по УВР Лисковская СОШ __________Карасева И.Ю. ____________Быкова Н.А. Протокол педсовета №1 Приказ № 70 от «29» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу преподавания ОДНКНР «Православная культура» 5 класс Форма реализации: очно Срок реализации: 1 год. 14 Пояснительная записка ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УЧАЩИМИСЯ Результаты освоения учебного курса «Православная культура» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе формулируются в связи с требованиями к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего обра зования, установленных ФГОС основного общего образования (раздел II «Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования»). Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать: 1) воспитание российской культурной и гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; знание основ культуры своего народа, своего края, культурного наследия народов России и человечества; усвоение российских традиционных духовных и нравственных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед своей семьёй, ближними, народом, Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, мотивации к обучению и познанию, готовности и способности к личностному развитию и самообразованию с учётом православной христианской духовно-нравственной традиции, уважительного отношения к труду с учётом христианских нравственных принципов; 3) формирование мировоззренческих представлений на основе православной христианской духовно-нравственной социокультурной традиции, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающих социальное, культурное, языковое, духовное многообразие России и современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, традиционным религиям, языкам, ценностям народов России; воспитание готовности и способности вести взаимно уважительный диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 15 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе изучения нравственного содержания православной календарно-праздничной традиции, развитие навыков личностного нравственного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни с учётом православной христианской духовно-нравственной культуры, традиции; 9) формирование основ экологической культуры с учётом православной христианской духовно-нравственной культуры, традиции; 10) осознание значения семьи в жизни человека, народа, общества, принятие ценности семейной жизни на основе православной христианской духовно-нравственной социокультурной традиции, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания на основе православной христианской духовно-нравственной культуры, традиции через освоение христианского культурного художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения учебного предмета (курса) должны отражать: 1) формирование умений самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; 2) развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 16 3) формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией с учётом православных христианских нравственных принципов; 4) развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности с учётом нравственных принципов православной культуры; 6) развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) развитие умения применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) развитие навыка смыслового чтения; 9) развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с учётом православных христианских нравственных принципов; 10) развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; развитие навыка владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой пользования поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления с учётом православного христианского мировоззрения, отно17 шения к природе и человеку в православной культуре, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социаль ной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения учебного предмета (курса) должны отражать: 1) воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию на основе нравственных принципов, исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; 2) знание основных норм православной христианской морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расто чительном потребительстве; 3) формирование систематического представления о православной христианской культуре на основе знания содержания и личностного опыта осмысления православной календарной традиции, формирование представления о роли православно- го христианства в мировой культуре и истории человечества, в российской культуре; 4) понимание значения православной христианской нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, народа, общества; 5) формирование представлений об исторической роли православного христианства, Русской Православной Церкви в становлении российской государственности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (35 часов) Часть 1 Введение в предмет. Культура, духовно-нравственная культура, религиозная культура, православная культура. Содержа ние православной культуры. Заповеди. Летоисчисления от Сотворения мира и от Рождества Христова. Вера православных христиан. Бог-Троица. Бог и человек. Христианское учение о творении мира и человека, грехопадении человека, будущем Спасителе. Сын Божий Иисус Христос. Церковь. Праздничный круг: православная христианская календарная традиция, её смысл и значение в православной культуре. Годовой цикл православных праздников и постов. Пасха Христова — главный христианский праздник. Двунадесятые праздники. Часть 2 Спас Нерукотворный. Историческое предание о происхождении первой иконы Спасителя. Исторические и культурные традиции праздника. Крестные ходы. Рождество Богородицы. Родители Пресвятой Богородицы, история Рождества Богородицы. Понятие благовестия. Добро детели. Покров Богородицы. Историческое предание о событиях праздника. Обычаи и традиции в культуре, русские традиции, обычаи празднования Покрова Богородицы. Апостол Лука. Апостолы Иисуса Христа. Возникновение иконографической традиции в Церкви. Евангелие — благая весть. Творения апостола Луки в Библии. Икона Богородицы Иверская. Исторические предания об Иверской иконе. Иконоборцы. Монашество, монастырь. Иверский монастырь на Афоне. Традиции почитания Иверской иконы в России. Икона Богородицы Казанская. История обретения иконы. Чудотворные иконы. Иконографические типы Богородичных 18 икон. Казанская икона Богородицы в событиях Смутного времени в XVII веке, Отечественной войне 1812 года. День народного единства. Почитание Казанской иконы Богородицы в России. Архангел Михаил. Учение Церкви об Ангелах. Особенности иконописного изображения Ангелов. Ангел-Хранитель в жизни христианина. Исторические предания об Архангеле Михаиле. Архангел Михаил — покровитель христианского воинства. Введение Богородицы во храм. Богородичные праздники. Родители Пресвятой Богородицы. Иерусалимский храм. Первосвященник Захария. Святая святых. Святой благоверный князь Александр Невский. Святой покровитель христианина. Роль святого князя Александра в защите православной веры и Церкви, в истории России. Почитание святого князя Александра Невского в России. Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Образы (лики) святости в Церкви. Апостол Андрей Первозванный. Избрание Иисусом Христом первых апостолов. Двенадцать апостолов. Миссионерские путешествия Андрея Первозванного. Предание о посещении апостолом Андреем Руси. Традиции почитания в российском обществе и государстве. Орден Святого Андрея Первозванного, Андреевский флаг. Рождественский пост. Однодневные и многодневные посты в православном календаре. Святые праотцы. Священная история. Священное Писание и его основные части (Ветхий Завет, Новый Завет). Ветхозаветный период, важные события. История Авеля и Каина. Праведный Ной и Всемирный потоп. Избрание Богом Авраама. Святая земля. Боговоплощение. Рождество Христово. История событий праздника Рождес тва Христова. Поклонение Богомладенцу пастухов, волхвов. Дары святых волхвов. Святыни в православной культуре. Праздничные молитвенные песнопения: тропарь, кондак. Святой Иоанн Предтеча. История рождения святого Иоанна Предтечи, родители святого Иоанна. Святой Иоанн как последний ветхозаветный пророк и Креститель Господень. Крещение Господне. Явление Бога-Троицы. Начало проповеди Спасителя в Святой земле. Освящение вод в праздник Богоявления. Водосвятие, водосвятные молебны. Крещенские народные обычаи. Таинство Крещения, церковные Таинства. 19 Наречение христианского имени человеку в Таинстве Крещения. Крёстные и крестники в православной культуре. Святой Иоанн Златоуст, история его жизни, вклад в православную культуру, почитание в России. Чинопоследование богослужений в православной традиции. Божественная Литургия — главное христианское богослужение. Священнослужители в Церкви. Праздник Сретение Господне. Предание о праведном Симеоне Богоприимце. Ветхозаветный нравственный закон. Десять заповедей, особенности первой и второй частей Десятисловия. Ветхозаветный Божий народ и Христианская Церковь, Новый Завет как исполнение ветхозаветного нравственного закона. Великий пост, смысл и значение Великого поста в православной традиции. Подготовка к Великому посту. Прощёное воскресенье, церковный чин прощения. Покаяние, покаянное состояние души, борьба со страстями. Аскетика. Таинство Исповеди в Церкви, православной нравственной культуре, традиции. Многодневные посты: Апостольский (Петровский), Успенский. Собор Киево-Печерских святых. Основание первого русского монастыря в Киеве. Святой Антоний Печерский. Киево-Печерская лавра. Святые Нестор Летописец, Агапит Печерский, Илья Муромец. Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение Богородицы как начало спасения человеческого рода. Традиции празднования Благовещения Богородицы в России. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. Установление Таинства Причащения. Страстная неделя. Распятие и Воскресение Спасителя. Явления воскресшего Господа ученикам. Воскресение Христово — главный праздник христиан. Светлая седмица. Святой Георгий Победоносец. Язычество, гонения на христиан от язычников. Подвиги святого Георгия. Чудеса святого Георгия. Почитание святого Георгия Победоносца в России. Апостол Иоанн Богослов. Избрание Иоанна Господом, апостольские труды святого Иоанна. Миссионерские путешествия апостола Иоанна Богослова. Евангелие от Иоанна в Новом За вете, другие творения апостола Иоанна в Библии. Почитание апостола Иоанна Богослова в России. Вознесение Господне. Праздничные молитвы, величание празднику. День Святой Троицы, сошествие на апостолов Свя20 того Духа в пятидесятый день после Воскресения. Начало Христианской Церкви. Святые Кирилл и Мефодий. История жизни святых просветителей славян, миссионерские путешествия. Создание святыми кириллицы, переводы книг Священного Писания на славянский язык. Вклад святых просветителей в формирование русской православной культуры. Празднование Дня славянской письменности и культуры в современной России и других славянских странах. Святые Пётр и Феврония. История любви святых Петра и Февронии. Христианская культура брака и семейных отношений. Таинство Венчания. Почитание святых Петра и Февро нии в современной России, праздник «День семьи, любви и верности». Ресурс учебного времени. Региональный компонент содержания курса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № урока 1 Тема Введение в предмет Колво часов 1 22 Тип урока Цель урока Вводный. Урок первичного изучения новых знаний Сформировать общее понятие об учебном курсе, его структуре и содержании, методическом аппарате освоения и контроля знаний, связи с изучением ОРКСЭ в 4 классе, в том числе ОПК (для учащихся, которые изучали ОПК), другими учебными предметами в 5 классе Основные виды деятельности обучающихся Ориентируются в структуре и содержании учебного курса, его методическом аппарате с учётом логической связи содержания курса с модулями ОРКСЭ в 4 классе. Осуществляют подведение под понятия «культура», «духовно-нравственная культура», «религиозная культура», «православная культура» объектов и явлений на основе их распознавания, выделения существенных признаков. Развивают умения обобщать, анализировать, структурировать знания, устанавливать логические связи (при изучении содержания, структуры курса) Дата урока (план/ факт) Православная культура 1 Урок первичного изучения новых знаний и актуализации ранее полученных знаний Дать (актуализировать) общее представление о содержании, значимых составляющих, развить понимание значения православия в истории и культуре России, российского общества Определяют понятия «культура», «духовно-нравственная культура», «религиозная культура», «православная культура». Выделяют существенные признаки, особенности православной христианской религиозной культуры. Характеризуют содержание православной культуры (заповеди, священные книги, иконы и др.), приводят примеры. Сравнивают летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова, устанавливают и объясняют соотношение между ними 3–4 Вера православных христиан 2 Уроки первичного изучения новых знаний и актуализации Раскрыть исторические и духовно-нравственные основы православной культуры в православном христианском вероучении Знакомятся с духовно-мировоззренческими основами православной культуры. Пересказывают библейское предание о грехопадении прародителей. Раскрывают сущность обещания (обетования) Бога людям о Спасителе. Устанавливают причинно-следственные 23 2 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока ранее полученных знаний связи между положениями христианского вероучения и содержанием православной культуры. Выстраивают логическое рассуждение, формулируют умозаключение, делают выводы о последствиях греха в жизни человека, семьи, общества. Излагают своё мнение по поводу значимости морали в жизни человека, семьи, общества, соотносят понимание Бога-Троицы в православной традиции с нравственным учением Церкви. Развивают навыки смыслового чтения, вывода следствий, установления аналогий, оценки морального содержания действия, умения строить речевые высказывания 24 5 Праздничный 1 Урок первичного Основные виды деятельности обучающихся Сформировать общее представление Характеризуют православную календарную традицию, объясняют Дата урока (план/ факт) круг о православной христианской календарной традиции, её значении в православной культуре, в организации жизни православных христиан её значение в организации жизни православных христиан, понимание праздника в православной духовной культуре. Описывают годовой цикл православных праздников и постов. Выделяют главный православный праздник — Пасху (Воскресение Христово). Называют двунадесятые праздники, объясняют их название. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования прочитанного, умения строить речевые высказывания, устанавливать связи между понятиями, явлениями культуры Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с историей Образа Нерукотворного Спаса, значением этой иконы в православной культуре Рассказывают историческое предание о Нерукотворном Образе Спасителя. Выделяют существенные признаки рукотворного и нерукотворного. Характеризуют исторические и культурные традиции праздника. Оценивают значение Нерукотворного Образа в формировании христианской иконографической традиции. Обучаются смысловому восприятию 25 изучения новых знаний 6 Спас Нерукотворный 1 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся 26 и пониманию художественных образов православной культуры. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования прочитанного, умения строить речевые высказывания, устанавливать связи между понятиями, явлениями культуры 7 Рождество Богородицы 1 Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний (для учащихся, изучавших ОПК в 4 классе) Познакомить с церковным преданием о Рождестве Пресвятой Богородицы в православной традиции Называют имена родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны, пересказывают церковное предание о Рождестве Богородицы Марии, объясняют традиции почитания этого события в Церкви. Объясняют понятия «благовестие», «добродетель», приводят примеры. Развивают навыки смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно-этического оценивания усваиваемого содер- Дата урока (план/ факт) жания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия Покров Богородицы 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с историческим преданием и духовно-нравственным содержанием праздника Покрова Богородицы в православной традиции, с традициями его празднования в России Воспроизводят церковно-историческое предание о событиях праздника Покрова Богородицы. Описывают обычаи и традиции православной культуры, русской народной культуры, связанные с праздником Покрова Богородицы. Выделяют и объясняют духовно-нравственное содержание событий праздника Покрова Богородицы. Развивают навыки смыслового чтения, объяснения и комментирования прочитанного, умения строить речевые высказывания 9 Апостол Лука 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с началом иконографической традиции в Церкви, жизнью и деятельностью святого апостола Луки, его вкладом в православную культуру Рассказывают об истории жизни святого апостола Луки, его вкладе в возникновение и развитие православной культуры. Объясняют причины возникновения иконографической традиции в Церкви, устанавливают причинно-следственные связи между учением Церкви о Боговоплощении и почи- 27 8 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся 28 танием икон в православной культуре. Развивают навыки смыслового восприятия художественных образов православной культуры. Развивают навыки смыслового чтения, вывода следствий, установления аналогий, умения строить речевые высказывания, оценивать моральное содержание действия 10 Икона Богородицы Иверская 1 Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний Познакомить с историей Иверской иконы Богородицы в связи со становлением церковной традиции почитания святых икон и сущностью традиции монашества в православной культуре Рассказывают исторические предания об Иверской иконе Богородицы. Выражают понимание сущности и причин иконоборчества, характеризуют явление иконоборчества в связи с христианским пониманием Богочеловечества Иисуса Христа. Объясняют особенности монашества, монашеского образа жизни в православной христианской традиции, культуре. Дата урока (план/ факт) Рассказывают о традициях почитания Иверской иконы в России. Развивают навыки смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевые высказывания, характеризовать моральное содержание действия, события 11 Икона Богородицы Казанская 1 29 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с историей Казанской иконы Богородицы, иконографическим разнообразием богородичных икон в православной культуре, традициями почитания Казанской иконы Богородицы в истории и современной России Рассказывают историю обретения Казанской иконы Богородицы. Сравнивают иконографические типы Богородичных икон, выделяют и характеризуют различия. Объясняют понимание чудотворности иконы в православной традиции, высказывают собственное мнение. Обучаются основам смыслового восприятия художественных образов православной культуры. Рассказывают о почитании Казанской иконы Богородицы в России, её роли в истории Отечества, приводят примеры. Развивают навыки сравнения, обобщения, смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевые высказы- Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся вания, характеризовать моральное содержание действия, события 12 Архангел Михаил 1 Урок первичного изучения новых знаний 30 Познакомить с учением Церкви об Ангелах, Архангеле Михаиле, традициями почитания Архангела Михаила, АнгелаХранителя христианина в православной культуре Воспроизводят основные положения учения Церкви об Ангелах, Архангеле Михаиле. Различают и описывают особенности иконографического изображения Ангелов, развивают навыки смыслового восприятия образов, символики православной культуры. Объясняют понимание Ангела-Хранителя, его роль в духовной жизни человека в православной традиции. Рассказывают о почитании Архангела Михаила в России как духовного покровителя христианского воинства, Русской армии. Развивают навыки смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевые высказывания, харак- Дата урока (план/ факт) теризовать моральное содержание действия, события Введение Богородицы во храм 14 Святой князь Александр Невский 1 Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний Познакомить учащихся с событиями праздника Введение Богородицы во храм, значении праздника в православной культуре Рассказывают библейское предание о введении Богородицы в Иерусалимский храм, называют родителей Богородицы. Характеризуют устройство и значение Иерусалимского храма в ветхозаветный период. Осуществляют подведение под понятие «Богородичные праздники». Выделяют существенную информацию из образов, символов православной культуры. Развивают навыки обобщения, смыслового чтения, комментирования, умения строить речевые высказывания, характеризовать моральное содержание действия, события Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний Познакомить с историей жизни и деятельностью святого благоверного князя Александра Невского, его ролью в исто- Описывают историю жизни святого благоверного князя Александра Невского, характеризуют его роль в истории Отечества, защите веры, православной культуры, отношение христиан к Отечеству, его защите. Знакомятся (расширяют 31 13 1 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока рии России, развитии православной культуры, основными образами святости в Церкви свои знания) с нравственными нормами отношения к Отечеству в православной культуре. Осуществляют анализ явлений православной культуры с выделением существенных признаков (святость, образы святости, благоверные). Устанавливают причинно-следственные связи между историческими событиями и процессами и явлениями духовной культуры. Развивают навыки обобщения, смыслового чтения, пересказа и комментирования прочитанного, выделения морального содержания действия, идентификации поступка как морального на основе соотнесения с моральным эталоном, решения моральной дилеммы Познакомить с жизнью и де- Пересказывают основные события жизни святого апостола Андрея 32 15 Апостол Андрей 1 Урок первичного Основные виды деятельности обучающихся Дата урока (план/ факт) Первозванный ятельностью святого апостола Андрея Первозванного, его вкладом в православную культуру, традициями его почитания в русской культуре и государстве Первозванного, особенности его избрания Иисусом Христом для апостольского служения. Называют двенадцать апостолов, объясняют их особое положение в Церкви. Характеризуют вклад апостола Андрея Первозванного в формирование православной культуры, особенности его почитания в России, в русской культуре, Российском государстве. Развивают навыки смыслового чтения, пересказа и комментирования прочитанного, выделения морального содержания действия Урок первичного изучения новых знаний и закрепления ранее полученных знаний Познакомить с особенностями Рождественского поста и почитанием святых праотцев, исторически и нравственно значимыми событиями ветхозаветной библейской истории Рассказывают о традиции многодневных постов в Церкви, выделяют цели и особенности Рождественского поста. Называют основные части Библии и периоды Священной истории, важнейшие события ветхозаветного периода. Устанавливают причинно-следственные связи между ветхозаветным и новозаветным периодами истории. Характеризуют смысл 33 изучения новых знаний 16 Рождественский пост. Святые праотцы 1 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся 34 и значение празднования памяти святых праотцев в предпоследнее воскресенье Рождественского поста. Развивают умения структурировать знания, выделять существенные признаки объектов, навыки смыслового чтения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания 17 Рождество Христово 1 Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний Расширить знания о событиях Рождества Христова, святынях, значении молитвы в православной культуре Рассказывают события Рождества Христова, называют их участников и характеризуют их. Называют дары волхвов и объясняют их значение. Устанавливают взаимосвязь между традициями празднования Рождества Христова и поведением людей в этот период. Описывают традиции празднования Рождества на Руси. Развивают умения анализировать, обобщать, определять логические Дата урока (план/ факт) связи между понятиями, навыки смыслового чтения, выделения морального содержания действия, нравственного оценивания усваиваемого содержания Святой Иоанн Предтеча 1 Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний Познакомить с историей жизни и подвигами святого Иоанна Предтечи как последнего пророка в Ветхозаветный период Священной истории, почитанием святого Иоанна Предтечи в православной культуре Называют родителей святого Иоанна Предтечи, пересказывают историю его рождения. Объясняют смысл пророческого служения, характеризуют святого Иоанна как последнего ветхозаветного пророка. Объясняют роль святого Иоанна как Предтечи Господа Иисуса Христа, значение его служения. Устанавливают логические связи между служением святого Иоанна и служением Спасителя. Развивают навыки смыслового чтения, комментирования прочитанного, выделения морального содержания действия, нравственного оценивания усваиваемого содержания 19 Крещение Господне 1 Урок первичного изучения Познакомить учащихся с событиями праздника Пересказывают события праздника Крещения Господня, Богоявления. Выделяют существенную ин- 35 18 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов 36 Тип урока Цель урока новых знаний и закрепления ранее полученных знаний Крещения Господня и пониманием Богоявления, с Таинством Крещения, отношениями крёстных и крестников в православной культуре, церковными и народными крещенскими традициями Основные виды деятельности обучающихся формацию, обучаются смысловому восприятию художественных образов православной культуры. Описывают традиции освящения воды, водосвятных молебнов в православной культуре, народные крещенские обычаи. Объясняют смысл и значение христианских Таинств, выделяют общее и особенное в группе объектов на примере церковных Таинств. Характеризуют значение Таинства Крещения в жизни человека, роль крёстных как духовных родителей. Устанавливают взаимосвязи между православной культурой и поведением людей. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования, выделения морального содержания действия Дата урока (план/ факт) Святой Иоанн Златоуст 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с историей жизни и вкладом в православную культуру святого Иоанна Златоуста, степенями священства, Божественной Литургией как главным церковным богослужением Знакомятся с историей жизни и вкладом в православную культуру святого Иоанна Златоуста, традициями его почитания в России. Объясняют понятие чинопоследования богослужений в православной традиции. Выделяют и объясняют значение Божественной Литургии как главного христианского богослужения. Выделяют существенную информацию из образов, символов православной культуры и сообщений разных видов (религиозных и художественных произведений, текстов). Называют священнослужителей (дьякон, иерей, епископ), объясняют их иерархию, характеризуют содержание и особенности их служения. Учатся устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. Развивают навыки смыслового чтения, обобщения, морального оценивания действия, поведения 21 Сретение Господне 1 Урок первичного Познакомить с событиями праздни- Рассказывают историческое предание о событиях праздника Сре- 37 20 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов 38 Тип урока Цель урока изучения новых знаний и расширения ранее полученных знаний ка Сретения Господня, преданием о Симеоне Богоприимце, раскрыть значение Десятисловия и народа Божьего в истории, показать их связь, преемственность с Новым Заветом и христианством Основные виды деятельности обучающихся тения Господня, называют и характеризуют участников события. Называют и характеризуют содержание заповедей Десятисловия. Объясняют особенности частей Десятисловия и единство всех заповедей, слова Иисуса Христа о Ветхозаветном законе. Устанавливают преемственное соотношение между ветхозаветными и новозаветными нравственными нормами, требованиями. Устанавливают взаимосвязь между нормами Десятисловия и формами поведения людей в христианской традиции. Развивают навыки структурирования знаний, смыслового чтения, умения анализировать, определять логические связи между понятиями, строить речевые высказывания, выделять моральное содержание действия Дата урока (план/ факт) 22 Великий пост. Посты в православном календаре 1 Урок первичного изучения новых знаний и закрепления ранее полученных знаний Познакомить с многодневными постами в православном календаре, особенностями Великого поста, раскрыть понимание покаяния, исповеди, аскетики в православной духовно-нравственной культуре 39 Выделяют существенные признаки Великого поста в православном календаре, характеризуют и объясняют его особенности. Рассказывают о подготовке к Великому посту в православной традиции, о чине прощения, Прощёном воскресенье, его духовно-нравственном значении. Раскрывают значение покаяния в духовной жизни человека, Таинства Исповеди. Называют и объясняют целевые ориентиры христианской аскетики в православной нравственной культуре, традиции. Перечисляют, называют все многодневные посты (четыре) в православном календаре, характеризуют их особенности. Объясняют соотношение личных усилий и помощи Бога в нравственном совершенствовании, борьбе человека с грехом, страстями. Соотносят нравственные формы поведения людей с нормами православной нравственной культуры. Развивают навыки смыслового чтения, Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся сравнения, установления аналогий, нравственного оценивания усваиваемого содержания, умения соотносить нравственные формы поведения с нормами христианской нравственной культуры 23 40 Собор КиевоПечерских святых 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с началом монашества на Руси, Киево-Печерскими святыми и их подвигами, с Киево-Печерской лаврой и её ролью в истории и культуре Отечества Рассказывают историю начала монашества, возникновения первого монастыря на Руси в связи с формированием русской культуры, распространением христианства. Высказывают и обосновывают выводы о влиянии христианства, православной культуры на формирование русской культуры и государственности. Называют Киево-Печерских святых, выделяют и поясняют особенности их монашеского служения (святые Антоний Печерский, Нестор Летописец, Агапит Печерский, Илья Дата урока (план/ факт) Муромец). Характеризуют особенности Киево-Печерской лавры, современное значение монастыря, почитание Киево-Печерских подвижников. Развивают навыки структурирования знания, смылового чтения, сравнения, упорядочивания объектов по выделенному основанию, нравственного оценивания усваиваемого содержания 24 41 Благовещение Пресвятой Богородицы 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить учащихся с событиями праздника Благовещения Богородицы, раскрыть значение этих событий как начала спасения человеческого рода, рассказать о традициях празднования Благовещения в русской православной культуре Пересказывают библейское предание о Благовещении Богородицы, объясняют смысл событий праздника в православной традиции как начала спасения человеческого рода. Выделяют существенную информацию из художественных образов, символов православной культуры. Дают описание церковных и народных традиций празднования Благовещения Богородицы. Рассказывают о Благовещенском соборе Московского Кремля, его особенностях, значении в истории и культуре России. Развивают навыки смыслового чтения, срав- Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся нения, нравственного оценивания усваиваемого содержания 25 Вход Господень в Иерусалим 1 42 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с событиями праздника Вход Господень в Иерусалим, показать значение праздника в православной традиции, в установлении Таинства Причащения в Церкви Рассказывают о событиях праздника Вход Господень в Иерусалим. Ориентируются в соотношении празднования ветхозаветной Пасхи и евангельских событий. Описывают события и обстоятельства установления Спасителем Таинства Причащения, объясняют его духовно-нравственное значение. Воспроизводят последние наставления Спасителя ученикам в земной жизни (заповедь любви) и обетование о Святом Духе. Развивают навыки смыслового чтения, сравнения, выделения существенных признаков, нравственного оценивания усваиваемого содержания Дата урока (план/ факт) Воскресение Христово 1 Урок первичного изучения новых знаний и расширения знаний Расширить знания о евангельских событиях Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа, значении Жертвы Спасителя в истории человечества, духовной и нравственной жизни каждого человека Объясняют значение праздника Воскресения Христова как главного праздника в православном календаре, самого значимого в православной культуре, Церкви. Пересказывают события Страстной недели, Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа, времени до Вознесения Господня, называют и характеризуют участников событий. С использованием примеров характеризуют особенности празднования Воскресения Христова, пасхальные обычаи, традиции. Развивают навыки смыслового чтения, вывода следствий, нравственно-этического оценивания содержания, выделения морального содержания действия 27 Святой Георгий Победоносец 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с церковными преданиями о святом Георгии Победоносце, рассказать о его почитании в России, связи с историческими Пересказывают церковное предание о жизни и подвигах святого Георгия Победоносца. Объясняют сущность языческой религии, обосновывают отношение к язычеству Церкви с позиций христианского учения и принципов нравственности. Устанавливают 43 26 Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока и культурными традициями русского народа, Российского государства причинно-следственные связи между христианским мировоззрением, нравственными принципами и поведением святого Георгия. Рассказывают о почитании святого Георгия Победоносца в России, о его значении в истории России, российской культуры и государственности. Развивают умения сравнения, обобщения, навыки смыслового чтения, оценивания нравственного содержания действия в условиях морального выбора Познакомить с жизнью и подвигами святого апостола Иоанна Богослова, его вкладом в православную культуру, расширить знания Знакомятся с историей жизни и подвигами апостола Иоанна Богослова. Рассказывают об обстоятельствах избрания Иоанна апостолом Иисуса Христа, его роли в евангельской истории, миссионерских путешествиях и создании Церкви, вкладе в письменную 44 28 Апостол Иоанн Богослов 1 Урок первичного изучения новых знаний и закрепления ранее полу- Основные виды деятельности обучающихся Дата урока (план/ факт) 29 Вознесение. День Святой Троицы 1 45 ченных знаний о Библии как Священном Писании христиан культуру Церкви (книги апостола Иоанна в Библии). Описывают почитание апостола Иоанна Богослова в истории России. Развивают навыки сравнения, обобщения, смыслового чтения, нравственного оценивания содержания Урок первичного изучения новых знаний и расширения ранее полученных знаний Познакомить с событиями праздников Вознесения и Святой Троицы, показать их значение в создании христианской Церкви, развитии православной культуры Рассказывают о событиях праздников Вознесения Господня и Троицы, раскрывают их духовно-нравственное содержание, значение в истории Церкви, православной культуре. Устанавливают причинно-следственные связи между событиями Вознесения Господня и Сошествием Святого Духа на апостолов. Описывают церковные и народные традиции празднования Троицы в России. Объясняют понимание цели жизни человека в христианской духовной традиции, соотношение в её реализации личных усилий и помощи Бога, строят рассуждения, выражают своё отношение. Устанавливают соотношение меж- Продолжение табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся 46 ду христианскими ценностными ориентирами и поведением людей. Развивают навыки структурирования знаний, вывода следствий, смыслового чтения и комментирования прочитанного, выделения нравственного содержания в действиях людей, явлениях культуры 30 Святые Кирилл и Мефодий 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с историей жизни и подвигами, вкладом в православную культуру святых просветителей славян Кирилла и Мефодия Рассказывают историю жизни святых Кирилла и Мефодия, их миссионерских путешествий. Раскрывают историко-культурные предпосылки и обстоятельства создания кириллицы и перевода Библии на славянский язык, вклад святых просветителей в формирование русской православной культуры. Описывают празднование Дня славянской письменности и культуры в России и других славянских странах. Дата урока (план/ факт) 47 Оценивают значение церковнославянского языка как святыни Русской Православной Церкви и величайшего достояния русской культуры, приводят аргументы, выражают и обосновывают собственное мнение. Строят рассуждения о значении перевода Библии на славянский язык, формулируют умозаключения, делают выводы, иллюстрируют примерами. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования прочитанного, выделения нравственного содержания в действиях людей, явлениях культуры 31 Святые Пётр и Феврония 1 Урок первичного изучения новых знаний Познакомить с историческим преданием о жизни и любви святых Петра и Февронии, сориентировать на традиционную духовно-нравственную культуру брачно-семейных отношений Воспроизводят историю любви и жизни святых Петра и Февронии. Устанавливают соотношение между нравственными принципами в православной культуре и нормами брачно-семейных отношений, христианского супружества. Выделяют и поясняют особенности Таинства Венчания, его значение в семейной жизни христиан. Рассказывают о почи- Продолжение Окончание табл. табл. № урока Тема Колво часов Тип урока Цель урока Основные виды деятельности обучающихся 48 тании святых Петра и Февронии в современной России, празднике «День семьи, любви и верности». Учатся анализировать жизненные ситуации, сопоставлять их с нормами православной нравственной культуры отношений в семье, выбирать нравственные формы поведения. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования, умения строить речевые высказывания, делать обобщения, выделять моральное содержание действия, определять содержание моральной нормы на основе выделения существенных признаков 32– 35 Повторение и обобщение. Региональ- 4 Уроки первичного изучения новых знаний Познакомить с региональными аспектами православной культуры в связи с содержа- Знакомятся с региональными аспектами православной культуры в связи с тематикой, содержанием курса в 5 классе (православный календарь, праздники, память Дата урока (план/ факт) ный и местный компоненты курса. Презентация проектных работ. (региональный компонент), повторения и закрепления, контроля знаний нием курса в 5 классе, показать значение православной культуры в истории и культуры региона (местности). Провести повторение и закрепление, контроль знаний по курсу святых). Ориентируются в особенностях становления и развития православной культуры в регионе (местности) проживания, оценивают значение православной культуры в истории и культуре региона (местности). Развивают навыки обобщения, систематизации знаний. Ведут информационный поиск и используют информационные ресурсы, нужные для решения учебных и практических задач. Оценивают свои результаты образования по курсу, высказывают своё мнение