Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лисковская средняя общеобразовательная школа СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора Директор МБОУ по УВР Лисковская СОШ __________Карасева И. Ю. ____________Быкова Н.А. Протокол педсовета №1 от «29» августа 2024 г. Приказ № 70 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу преподавания ОДНКНР «Православная культура. Праздничный круг» 6 класса Форма реализации: очно Срок реализации: 1 год. Пояснительная записка. «Основы духовно – нравственной культуры народов России: православная культура» автор И.В. Метлик, для 6 классов общеобразовательных организаций издательства «Русское слово». Программа подготовлена в соответствии с требованиями п. 18.2.2 Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, ред. 31.12.2015). В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: «Предметная область "Основы духовно - нравственной культуры народов России" (далее — предметная область ОДНКНР) … должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, курсов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; - воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; - формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована, в частности, через: уроки по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Содержание учебного издания «Основы духовно – нравственной культуры народов России: православная культура» направлено на духовно-нравственное и гражданско патриотическое воспитание школьников на основе российских традиционных духовных и нравственных ценностей. Изучение православной культуры с его использованием позволяет организовать систематическое изучение школьниками исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви в связи с календарным циклом православных христианских праздников. Светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечивается: 1) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных организаций от религиозных организаций (Русской Православной Церкви); 2) свободным выбором изучения курса православной культуры родителями (законными представителями) обучающихся, преподаванием православной культуры в образовательных организациях в соответствии с параметрами образовательного запроса граждан; 3) контролем, в том числе методическим, учредителя (органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования) за введением и преподаванием православной культуры в соответствующих образовательных организациях. Изучение православной культуры по курсу «Основы духовно – нравственной культуры народов России: православная культура» в государственных и муниципальных образовательных организациях реализуется на основе культурологического подхода, не предусматривает в образовательном процессе так называемого «обучения религии»: участия обучающихся в религиозной практике (богослужениях и т.п.), отправления религиозного культа, вовлечения обучающихся в религиозную организацию. Основная часть курса направлена на постепенное расширение и углубление знаний школьников по православной культуре, накопление ими опыта в части осмысления и понимания различных феноменов православной культуры, освоения нравственных ценностей и норм жизни человека, семьи, народа, общества в православной христианской традиции. При изучении каждой конкретной темы предполагается «погружение» учащихся в православную традицию на конкретном учебном материале. Структура курса в привязке к годовому кругу православных праздников также позволяет учащимся успешнее включиться в изучение курса в течение учебного года, минимизировать трудности, связанные с пропуском школьниками по объективным обстоятельствам отдельных тем, уроков по курсу. Результаты освоения учебного курса «Православная культура» в рамках предметной области «Основы духовно - нравственной культуры народов России» в 6 классе формулируются в связи с требованиями к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, установленных ФГОС основного общего образования . Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать: воспитание российской культурной и гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа России; знание основ культуры своего народа, своего края, культурного наследия народов России и человечества; усвоение российских традиционных духовных и нравственных ценностей, воспитание чувств ответственности и долга перед своей семьёй, ближними, народом, Родиной; формирование ответственного отношения к учению, мотивации к обучению и познанию, готовности и способности к личностному развитию и самообразованию с учётом православной духовнонравственной традиции, уважительного отношения к труду с учётом христианских нравственных принципов; формирование мировоззренческих представлений на основе православной христианской духовно-нравственной социокультурной традиции, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающих социальное, культурное, языковое, духовное многообразие России и современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традиционным религиям, языкам, ценностям народов России; воспитание готовности и способности вести взаимно уважительный диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе изучения нравственного со- держания православной календарно-праздничной традиции, развитие навыков личностного нравственного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам с учётом нравственных ценностей, норм и традиций православной культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни с учётом православной духовно-нравственной культуры, традиции; формирование основ экологической культуры с учётом православной духовно-нравственной культуры, традиции; осознание значения семьи в жизни человека, народа, общества, принятие значения и ценности семейной жизни на основе православной христианской духовно-нравственной социокультурной традиции, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания на основе православной духовнонравственной культуры, традиции через освоение православного культурного художественного наследия русского и других народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения учебного предмета (курса) должны отражать: развитие умений самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией с учётом нравственных норм, принципов, ценностей в православной традиции, культуре; развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности с учётом нравственных принципов в православной духовной традиции; развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; развитие умения применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие навыка смыслового чтения; развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с учётом православных христианских нравственных норм и принципов; развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; развитие навыка владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой пользования поисковыми системами; формирование и развитие экологического мышления с учётом православного христианского мировоззрения, отношения к природе и человеку в православной культуре, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения учебного курса должны отражать: воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию на основе нравственных принципов, исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм православной христианской морали формирование систематического представления о православной христианской культуре на основе знания содержания и личностного опыта осмысления православной календарной традиции, формирование представления о роли православного христианства в мировой культуре и истории человечества, в российской культуре, истории и культуре русского народа; понимание значения православной нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи, народа, общества; формирование представлений об исторической роли пра вославного христианства, Русской Православной Церкви в становлении российской государственности, истории и преемственности в развитии российской государственности; знание основ православной календарной традиции знание и понимание связей православной культуры с историей и культурой Отечества, России на разных исторических этапах, вклада православных христиан, Русской Православной Церкви в российскую культуру. Введение в курс в 6 классе. Актуализация содержания курса 6 класса и логической связи изучения православной календарной традиции . Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Образование Русского государства и народа. Крещение Руси. Успение Богородицы. Жизнь Богородицы Марии после Вознесения Спасителя. Святой преподобный Андрей Рублёв. История жизни святого, занятия иконописью. Художественное наследие Андрея Рублёва (сохранившееся и несохранившееся). Святой преподобный Иосиф Волоцкий. История жизни святого, основание монастыря. Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Святой преподобный Сергий Радонежский. Житие святого Сергия, детство, семья, принятие монашества. Праздник Собор Оптинских старцев. Введенский Оптинский монастырь, его история, современность. Святой преподобный Нестор Летописец — монах и первый русский историк. КиевоПечерский монастырь (повторение и расширение). Летописи и летописцы в русской православной традиции. Апостол Матфей, его память и почитание в Церкви. Жизнь и занятия Матфея до призвания, предание о призвании апостола Матфея Христом. Святая великомученица Екатерина. Именины человека в православной традиции, отличия от дня рождения, дня крещения (День Ангела). Святитель Николай Мирликийский, его жизнь и служение Церкви. Святитель Спиридон Тримифунтский. Жизнь святителя Спиридона на Кипре, исполнение Заповедей блаженства. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Жизнь и самоотверженное священническое служение праведного Иоанна. Святой преподобный Серафим Саровский. Детство, роди тели святого Серафима (Прохора), принятие монашества. Саровский монастырь. Святая равноапостольная Нина. Предание о хито не Господнем. Явление святой Нине Богородицы Марии в Иерусалиме, её путешествие на Кавказ, христианская про-поведь. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Гонения на Церковь в России в XX веке, их причины. Святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Блаженные как образ святости, особенности духовного подвига блаженных. Жизнь и судьба святой Ксении Петербургской, её служение Богу и людям. Жизнь и судьба святой Матроны Московской, её служение Богу и людям в трудную пору гонений на Церковь. Почитание святой Матроны Московской в православном наро- де, прославление в 1999 году. Покровский женский монастырь в Москве. Общее и особенное в жизни и подвиге блаженных Ксении и Матроны. Торжество Православия: история установления праздника. Икона Богородицы «Державная»: история обретения иконы в Вознесенской церкви в Коломенском, художественные особенности, значение для православного народа и Церкви. Святые Иоанн Лествичник и Мария Египетская. Память святых подвижников Иоанна и Марии во время Великого поста. Житие святой Марии Египетской: образ жизни до обращения к Богу, посещение Иерусалима, при- звание Богородицей Марией Апостол Марк, один из евангелистов. Собор семидесяти апостолов. Житие апостола Марка, дом апостола Марка в Иерусалиме в Евангельские времена. Святые страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб — первые русские святые. Князья Борис и Глеб в семье великого князя Владимира. Святые отцы семи Вселенских Соборов. Святой праведный Иоанн Русский. Житие святого Иоанна, его пленение в Турции. Святитель Лука Крымский: врач, священник, исповедник. История жизни святителя Луки, выбор служения людям, принятие священства. Жизнь и служение святителя Луки во время гонений, исповедание веры перед гонителями, служение людям, Отечеству. Собор всех святых Земли Русской — праздник Русской Православной Церкви. Русские святые (повторение и обобщение). Святые Царственные страстотерпцы. Царская семья императора Николая II, отношения членов семьи. Преображение Господне — двунадесятый праздник, его место в православном календаре. Описание событий праздника в Новом Завете. Восхождение на гору Фавор Спасителя с тремя апостолами. Преображение Спасителя на Фаворе, видение апостолами пророков Илии и Моисея. Богоявление. Повторение и обобщение учебного материала курса. Региональный и местный компоненты курса. Презентация проектных, исследовательских работ школьников. Тематическое планирование № уро Тема ка 1 Введение в курс 6 класса. Святые и князь Владимир. Кол Тип урока во часо в 1 Вводный. Урок получение новых знаний Цель урока Основные виды деятельности обучающихся Домашнее задание Сформировать общее понятие Его структуре и содержании, методическом аппарате освоения и контроля знаний, связи Ориентируются в структуре и содержании Стр.17 вопр.5,6 учебного курса в 6 классе его методическом аппарате с учётом логической связи с изучением курса содержания курса в 5 классе; позна- в 5 классе. комить с истори- Знакомятся с Часть 1 историей ей образования образования Русского Русского госугосударства и народа дарства и народа (по «Повести времен(по «Повести вре- ных лет»), первыми менных лет»), русскими князьями, первыми крещении княгини русскими Ольги в князьями Константинополе . 2 Святые 1 равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Часть 2 Урок Познакомить с Знакомятся с Стр. 17 получения историей историей жизни вопр.10 новых знаний Крещения Руси святого равноапостольнм равноапостольного князем князя Владимира, Владимиром, дать Крещения Руси, общее значением Крещения представление об Руси в истории и исторических культуре русского обстоятельствах народа и государства. и условиях Ориентируются в Крещения Руси, исторических датах и значении географическом православия в пространстве русской истории 3 Успение 1 Богородиц ы. Новолетие. и культуре цивилизации в период русского народа, образования Русского России государства и народа, связях с православной цивилизацией. Развивают навыки смыслового чтения и комментирования, умения характеризовать моральное содержание событий Урок Познакомить Знакомятся с Стр. 26 получения с событиями события- ми вопрос. 8 новых праздника праздника Успения знаний и Успения Пресвятой актуализаци Пресвятой Богородицы, его и ранее Богородицы, его местом в полуенных значением и православном знаний местом в календаре православном (завершение календаре, церковного года). Выделяют праздником Новолетия, разницей юлианского и григорианского календарей 4 Икона 1 Богорориц ы Владимирская Урок получения новых знаний и расширения знаний Описывают памятные места в Иерусалиме, связанные с Успением Богородицы, особенности Успенского собора в Московском Кремле. Объясняют разницу в счёте лет юлианского (церковного) и григорианского (гражданского) календарей Познакомить с Знакомятся с Стр.34 историей историческимпреданием вопр. 9 Владимирской о Владимирской иконе иконыБогородицы Богородицы в в связи с историей контексте исторических России, русской и культурных православной культуры 5 Святой 1 преподобн ый Андрей Рублёв Рассказывают о традициях почитания Владимирской иконы в России. Развивают навыки смыслового чтения, пересказа и комментирования, умения строить речевое высказывание, характеризовать моральное содержание действия, события Урок Познакомить Знакомятся с Стр.41 первичного с историей жизни историей жизни и вопр. 6,9 получения и творчества свя- творчества святого новых того преподобного преподобного Андрея знаний Андрея Рублёва, Рублёва, его иконой его иконой «Троица». «Троица» 6 Святой 1 преподобн ый Иосиф Волоцкий значением Выделяют и творчества раскрывают худосвятого Андрея жественные и богоРублёва в истории словские особенности Отечества, иконы «Троица». русской и Характеризуют симмировой культуре волическое значение изображений на иконе«Троица». Называют и объясняют понятия «алтарь», «иконостас». Развивают навыки смыслового чтения, усановления аналогий, связи понятий, явлений культуры Урокполуче Познакомить Знакомятся с историей Стр.49 ния новых с жизнью святого жизни и служения вопр. 7 знаний и преподобного святого преподобного актуализаци Иосифа Иосифа Волоцкого. и ранее Волоцкого, «послушник», «постриг». Сравнивают особенности общежительных и особножетельных монастырей. Характеризуют сущность иконоборческой ереси и православное учение об иконопочитании. Урок получения новых знаний и расширения знаний Знакомятся с Стр. 57 преданием об вопр. 6 обретении Креста Господня святой императрицей Еленой на месте Распятия Спасителя. 22 полученных Иосифознаний Волоцким монастырём в прошлом и современности, ролью святого Иосифа в отстаивании христианской веры на Руси 7 Воздвижен 1 ие Креста Господня Познакомить с церковным преданием об обретении Креста Господня императрицей Еленой, праздником Воздвижения Креста Господня в контексте истории Церкви, главными святыми мес-тами в Иерусалиме 8–9 Святой 2 преподобн ый Сергий Радонежск ий Урок получения новых знаний, расширения ранее полученных знаний Расширить знания школьников о святом преподобном Сергии Радонежском, его жизни и служении Знакомятся с жизнью Индивиду и служением святого альное преподобного Сергия задание Радонежского с опорой на ранее полученные знания. Богу и людям, роли в истории русской культуры, Церкви и государства, в освобождении Руси от ордынской зависимости, в сов- ременной истории и культуре России историю основания и развития ТроицеСергиева монастыря, объясняют его название. Объясняют смысл понятий «чудотворец», «прозорливость» в православной традиции, приводят примеры. Устанавливают причинно следственные связи между деятельностью преподобного Сергия и процессом освобождения Руси от ордынской зависимости, выделяют и характеризуют вклад преподобного Сергия. 10–11 Московски 2 е святители Урок получения новых знаний Познакомить с праздником Московских святителей, историей его установления, расширить знания школьников об ус-тройстве Церкви, о роли московских святителей в истории и культуре России, их служении Знакомятся с Индивиду праздником альное Московских задание святителей, историей его установления. Объясняютустройство Христианской Церкви,обстоятельств а по- явления и значение Поместных Церквей, роль их предстоятелей в устройстве церковной жизни. Описывают историюустановления патриаршества на Руси.Называют киевских и московских святителей,рассказыв ают об их жизни и деятельности, роли в истории Русской Церкви, народа и государства (на примерах). 12 Собор 1 Оптинских старцев Урок получения новых знаний Познакомить с Знакомятся с праздником историей Оптиной Собор Оптинских пустыни. Объясняют старцев, историей сущность традиции Введенского старчества в Оптинского православной монастыря, культуре Оптинскими старцами пониманием традиции старчества в правосла ной культуре Выразите льное чтение стихотвор ения 13 Святой 1 преподобн ый Нестор Летописец Урок Расширить расширения знания учащихся знаний о первом русском монастыре и святых КиевоПечерской Лавры, о святом Несторе Летописце, «Повести временных лет». . Знакомятся с Индивиду историей жизни и альное служения святого задание преподобного Нестора Летописца, летописью «Повесть временных лет». 14 Апостол Матфей 1 Урок получения новых знаний и расширения знаний Познакомить с историей жизни и служения святого апостола Матфея, его вкладом в православную культуру, его ролью как одного из евангелистов, с почитанием апостола Матфея. Знакомятся с Индивиду историей жизни и альное служения святого задание апостола Матфея, его вкладом в православную культуру, ролью апостола Матфея как одного из евангелистов. 15 Святая 1 великомуч еница Екатерина Урок получения новых знаний Познакомить Знакомятся с жизнью Стр.115. с жизнью и и подвигами святой вопр. 9 служением Богу великомученицы святой Екатерины, её великомученицы почитанием среди Екатерины, её христиан и в России. почитанием среди Различают христиан, в и характеризуют России; мировоззренческие расширить особенности знания учащихся христианства о традиции и язычества. именин Называют и в Церкви, образах объясняют святости особенности образа (великомученики) (лика) святости великомучеников в Церкви. 16 Святитель 1 Николай Мирликийс кий Урок получения новых знаний и расширения знаний Расширить Знакомятся с Стр. 123 знания учащихся историей жизни и вопр. 7 о святителе служения святителя Николае Николая Мирликийском, Мирликийского Богу и его жизни и людям. Различают и служении Богу и характеризуют людям, защите особенности степеней веры от священства в искажений, православной ересей, о его традиции. Развивают почитании навыки обобщения, в мире и в России: смыслового чтения, о степенях пересказа и священства в комментирования, Церкви выделения морального содержания действия, идентификации поступка как морального на основе соотнесения с моральным эталоном 17 Святитель 1 Спиридон Тримифун тский Урок получения новых знаний и расширения знаний Познакомить Знакомятся с истори- Стр.стр. с историей жизни ей жизни и служения 131 и служения Богу святителя Спиридона вопр.8 и людям святи- Тримифунтского, его теля Спиридона почитанием христиТримифунтского, анами в мире и в Росего почитанием сии. Раскрывают христианами сущнсть в мире и в христианских России;расширит нравственных ь знания заповедей на учащихся о примере жизни заповедях Иисуса святого Спиридона Христа, учении Тримнфунтского. 18 Святой 1 праведный Иоанн Кронштадт ский Урок получения новых знаний Познакомить Знакомятся с жизнью Индивиду с историей жизни и служением святого альное и служения Иоанна задание святого Кронштадтского. праведного Раскрывают сущность Иоанна христианских Кронштадтского, нравственных его почитанием заповедей (о в народе, Церкви, милосердии, мирорасширить творчестве) на знания учащихся примере жизни о за- поведях святого Иоанна. Иисуса Христа, Устанавливают учении Церкви логические связи между деятельностью святого Иоанна и историческими событиями в России. 19 Святой 1 преподобн ый Серафим Саровский Урок Познакомить Знакомятся с Индивиду получения с историей жизни историей жизни и альное новых и служения служения святого задание знаний и святого преподобного закрепления преподобного Серафима Саровского, ранее Серафима монастырём полученных Саровского, Саровская пустынь, знаний монастырём почитанием святого Саровская Серафима в России, в пустынь, современности. почитанием Устанавливают святого Серафима причиннов России, в следственные связи современности; между положениями расширить знания христианского учащихся об вероучения и аскетической содержанием культуре, борьбе православной со страстями, нравственной целях культуры. христианской Развивают навыки жизни смыслового чтения, 20 Святая рав- 1 ноапостоль ная Нина Урок получения новых знаний Познакомить с историей жизни, служения Богу и людям святой равноапостольно й Нины, её почитания в Грузии и в России, связями православной культуры Грузии и России Знакомятся с Стр.155 историей жизни и вопр. 7,8 служения святой равноапостольной Нины. Пересказывают историю поиска хитона Господня в житии святой Нины. Объясняют значение подвигов святой Нины для христианского просвещения Грузии, Кавказа, характеризуют её роль в православной культуре Грузии, России. Развивают навыки смыслового чтения, выделения морального содержания действия. 21 Собор ново- 1 мучеников и исповедни ков Церкви Русской Урок получения новых знаний и расширения ранее полученных знаний Познакомить с Знакомятся с Индивиду праздником историей гонений на альное Собора Церковь задание новомучеников и в России в XX веке, исповедников обстоятельствами и Российских, историей историей его установления установления, с праздника Собора гонениями на новомучеников и Церковь в России исповедников в XX веке, Российских, его подвигом новому- значением в чеников и современности. исповедников Излагают своё мнение Российских в по поводу причин и сохранении и обстоятельств исповедании веры гонений, значимости в русском народе, религии и морали в Церкви. жизни человека, наро- да, общества. 22 Святые 1 блаженные Ксения Петербург ская и Матрона Московска я Урок получения новых знаний Познакомить Знакомятся с Индивиду с историей жизни историей жизни и альное и служения служения святых задание святых блаженных Ксении блаженных Петербургской Ксении и Матроны Петербургской Московской. и Матроны Выделяют Московской в существенные связи с историей признаки и России, Русской объясняют Православной особенности образа Церкви, их (лика) святости почитанием в блаженных в прошлом и православной современности традиции. Сравнивают служение блаженных Ксении и Матроны в связи с историей России, Русской Православной Церкви. 23 Торжество 1 Православ ия Урок получения новых знаний и расширения знаний Познакомить Знакомятся с Индивиду с историей историей альное установления и установления задание содержанием и содержанием праздника праздника Торжество Торжество Православия. Православия, Характеризуют расширить порядок установления знания учащихся о цековных догматов на вероучении Вселенских Соборах. Церкви, его Объясняют значение формировании в понятия «анафема» эпоху Вселенских в православной Соборов, культуре, приводят значении икон в примеры. православной культуре, жизни христиан. 24 Икона 1 Богородиц ы «Державна я» Урок получения новых знаний 38 Познакомить с историей обретения иконы Богородицы «Державная» в связи с историческими событиями в России в XX веке, её особенностями, почитанием в русском народе и Церкви в прошлом и в современности; расширить знания школьников об иконографически х типах Богородичных икон Пересказывают Стр. 187 историю обретения вопро. 7,6 иконы- Богородицы «Держав- ная». Устанавливают логические связи между обретением Державной иконы Богородицы и событиями отечественной истории начала XX века. Выделяют существенную информацию из художественных образов, символов православной культуры на примере Державной иконы Богородицы. Различают и описывают особенности иконы 25 Святые 1 Иоанн Ле'ствич ник и Мария Египетская Урок получения новых знаний и расширения ранее полученных знаний Познакомить Знакомятся с Стр. 195 с историей жизни историей жизни и вопр.9 и подвигов святых подвигов святых преподобных преподобных Иоанна Иоанна Лествичника и Марии Лествичника Египетской, книгой и Марии «Лествица». Египетской, Характеризуют книгу книгой «Лествица»,выделяю «Лествица», т и объясняют её расширить нравственную знания учащихся направленность. о Священном Развивают навыки Писании, сравнения, христианской нравственного аскетике, оценивания устройстве храма, усваиваемого церковном содержания, богослужении, нравственного Таинствах содержания действия в условиях морального выбора 26 Апостол Марк 1 Урок получения новых знаний и расширения знаний Познакомить Знакомятся с Стр.204 с историей жизни историей жизни и вопр. 1-3 и служения служения святого святого апостола апостола Марка. Марка, Выделяют Евангелием от существенные Марка в Библии, особенности почитанием Евангелия от Марка, святого апостола характеризуют Марка обстоятельства его христианами, в создания, называют России; место создания. расширить Пересказывают знания об историю обращения апостолах Иисуса к Богу святого Христа апостолаа Павла. (12 и 70 Объясняют сущность апостолов, почитания Спасителя апостолы Пётр как Мессии. и Павел) Развивают навыки нравственного оценивания содержания, выделения морального содержания действия 27 Святые 1 страстотер пцы благоверны е князья Борис и Глеб Урок получения новых знаний и расширения знаний Познакомить Знакомятся с Стр.214 с историей жизни историей жизни и вопр 10 и подвига святых подвига святых благоверных благоверных князей князей Бориса и Бориса и Глеба. Глеба, их Устанавливают и значением как объясняют причиннопервых русских следственные связи святых, между христианским почитанием в мировоззрением, прошлом нравственными и современности; принципами и расширить знания поведением святых учащихся об князей Бориса и образах (ликах) Глеба; между святости (лик отношением русского страстотерпцев), о народа к убиству содержании святых братьев, «Повести к Святополку и временных лет», распространением на святом Несторе Руси православной Летописце культуры. 28 Святые 1 отцы семи Вселенских Соборов Урок получения новых знаний, закрепления ранее полученных знаний, обобщения Познакомить с Знакомятся с Стр. 223 праздником праздником памяти Вопр.11 памяти святых святых отцов отцов Вселенских Вселенских Соборов, Соборов, их почитанием в закрепить и Церкви, историей усрасширить знания ановления праздника. учащихся о Объясняют условия Вселенских и причины появления Соборах, порядке ересей среди их деятельности, христиан, порядок установлении на работы Вселенских них вероучения Соборов, отвержения Церкви на них ересей и закрепления положений церковного учения (догматов). 29 Святой 3 праведный Иоанн Русский Урок получения новых знаний и расширения ранее полученных знаний Познакомить с историей жизни и подвигов святого праведного Иоанна Русского, его почитанием в Греческой Поместной Церкви, в России; закрепить и расширить знания учащихся о православной нравственной культуре Поместных Православных Церквах, богослужении Литургии Знакомятся с Индивиду историей жизни и альное подвигов святого задание праведного Иоанна Русского. Устанавливают соотношение между христианскими ценностными ориентирами и поведением людей, строят рассуждение, выделяют нравственное содержание действия, оценивают нравственное содержание действия в условиях морального выбора. 30 Святитель 1 Лука Крымский Урок получения новых знаний Познакомить Знакомятся с Стр.239 с историей жизни историей жизни и вопр.5 и служения служения святителя святителя Луки Луки Крымского, его Крымского, его почитанием. деятельностью в Устанавливают условиях гонений соотношение между на Церковь в христианскими России, вкладом в ценностными отечественную ориентирами и культуру, поведением людей, почитанием строят рассуждение, в России выделяют нравственное содержание действия, оценивают нравственное содержание действия в условиях морального выбора, решения моральной дилеммы. 31 Собор всех 1 святых. Собор всех святых Земли Русской Урок Познакомить с Знакомятся с Стр. 247 первичного историей историей вопр10 получения установления и установления и новых содержанием содержанием знаний и праздников всех праздников всех обобщения святых, всех святых, всех святых ранее Российских Земли Русской. полученных святых, Раскрывают знаний расширить понимание святости в знания учащихся православной о святости в кон- традиции, культуре в тексте истории контексте истории Церкви и Церкви и человечества, человечества. православной Выделяют и иконографии, описывают устройстве особенности Земной иконографического Церкви, изображения всех православном святых, всех образе жизни Российских святых. 32 Святые 1 Царственн ые страстотер пцы Урок повторения и расширения знаний Расширить и Актуализируют и Индивиду закрепить знания расширяют знания об альное учащихся об истории жизни и задание истории жизни и служения святых служения святых царственных царственных страстотерпцев в страстотерпцев связи с историей в связи с историей Отечества, Русской Отечества, Православной Русской Церкви, их Православной почитании в России. Церкви, об их Устанавливают почитании в причинно России; закрепить следственные связи знания учащихся о православной семье, отношениях в православной семье. 33 Преображе 1 ние Господне Урок получения новых знаний и обобщения ранее полученных знаний Познакомить с Знакомятся с Стр. 263 событиями событиями вопр.9 праздн ка праздника Преображения Преображения Господня, их Господня, их значением в значением в истории истории Церкви, Церкви. Сравнивают расширить Богоявления в знания учащихся истории Церкви во о Богоявлении время Крещения в истории Церкви и Преображения и Господня, выделяют преемственности общее содержание. Ветхозаветного Раскрывают значение и Новозаветного Преображения периодов Господня в истории, о понимании праздновании преемственности Преображения Ветхозаветного Господня в и Новозаветного России периодов истории. 34 Повторение 1 и обобщение. Региональ ный и местный компонент ы курса. Презентаци я проектных работ Уроки Провести повторения повторение и и обобщение, обобщения, итоговый изучения контроль знаний новых учащихся по курматериалов су. Уроки — Организовать ученическая презентацию конференци проектных работ я, фестиваль учащихся по проектных курсу работ Повторяют и обобщают изученный материал. Знакомятся с региональным и местным содержанием православной культуры в связи с содержанием курса в 6 классе (православный календарь, праздники, память святых, храмы, святыни и др.). Ориентируются в особенностях становления и развития православной культуры в регионе. Материально-техническое обеспечение Электронное приложение к учебнику – «Православная культура. Праздничный круг» авторов И.В. Метлика для 6 классов общеобразовательных организаций издательства «Русское слово». Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется следующие ресурсы: 1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные курсы по основным предметам школьной программы; 2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 6 классов; 3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам; 5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по школьной программе; 6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры; 7. Электронные учебники издательства «Русское слово» Технические средства обучения: 1. Аудиоколонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер.