Рабочая программа учебного предмета ОДНКНР 6 КЛАСС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лисковская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора Директор
МБОУ
по УВР
Лисковская СОШ
__________Карасева И. Ю.

____________Быкова Н.А.

Протокол педсовета №1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 70
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу преподавания ОДНКНР
«Православная культура. Праздничный круг»
6 класса
Форма реализации: очно
Срок реализации: 1 год.

Пояснительная записка.
«Основы духовно – нравственной культуры народов России: православная культура»
автор И.В. Метлик, для 6 классов общеобразовательных организаций издательства
«Русское слово».
Программа подготовлена в соответствии с требованиями п. 18.2.2 Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования
(Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897,
ред. 31.12.2015).
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. №
08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской
этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»: «Предметная область "Основы духовно - нравственной
культуры народов России" (далее — предметная область ОДНКНР) … должна
обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов
России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная
область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области «Основы
религиозных культур и светской этики» начальной школы. В рамках предметной
области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, курсов, учитывающих
региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской
Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована, в частности, через: уроки
по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений.
Содержание учебного издания «Основы духовно – нравственной культуры народов
России: православная культура» направлено на духовно-нравственное и гражданско
патриотическое воспитание школьников на основе российских традиционных
духовных и нравственных ценностей. Изучение православной культуры с его

использованием позволяет организовать систематическое изучение школьниками
исторических и культурных традиций православного христианства, Русской
Православной Церкви в связи с календарным циклом православных христианских
праздников.
Светский характер образования при изучении православной культуры в
государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечивается:
1) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных
образовательных организаций от религиозных организаций (Русской Православной
Церкви);
2) свободным выбором изучения курса православной культуры родителями
(законными представителями) обучающихся, преподаванием православной культуры в
образовательных организациях в соответствии с параметрами образовательного
запроса граждан;
3) контролем, в том числе методическим, учредителя (органов государственной власти
и местного самоуправления в сфере образования) за введением и преподаванием
православной культуры в соответствующих образовательных организациях.
Изучение православной культуры по курсу «Основы духовно – нравственной культуры
народов России: православная культура» в государственных и муниципальных
образовательных организациях реализуется на основе культурологического подхода, не
предусматривает в образовательном процессе так называемого «обучения религии»:
участия обучающихся в религиозной практике (богослужениях и т.п.), отправления

религиозного культа, вовлечения обучающихся в религиозную организацию.
Основная часть курса направлена на постепенное расширение и углубление знаний
школьников по православной культуре, накопление ими опыта в части осмысления и
понимания различных феноменов православной культуры, освоения нравственных
ценностей и норм жизни человека, семьи, народа, общества в православной
христианской традиции.
При изучении каждой конкретной темы предполагается «погружение» учащихся в
православную традицию на конкретном учебном материале.
Структура курса в привязке к годовому кругу православных праздников также
позволяет учащимся успешнее включиться в изучение курса в течение учебного года,
минимизировать трудности, связанные с пропуском школьниками по объективным
обстоятельствам отдельных тем, уроков по курсу.
Результаты освоения учебного курса «Православная культура» в рамках
предметной области «Основы духовно - нравственной культуры народов
России» в 6 классе формулируются в связи с требованиями к результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу
основного общего образования, установленных ФГОС основного общего
образования .

Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать:
 воспитание российской культурной и гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
народа России; знание основ культуры своего народа, своего края,
культурного наследия народов России и человечества; усвоение
российских традиционных духовных и нравственных ценностей,
воспитание чувств ответственности и долга перед своей семьёй,
ближними, народом, Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, мотивации к
обучению и познанию, готовности и способности к личностному
развитию и самообразованию с учётом православной духовнонравственной традиции, уважительного отношения к труду с учётом
христианских нравственных принципов;
 формирование мировоззренческих представлений на основе
православной христианской духовно-нравственной социокультурной
традиции, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающих социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие России и современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, традиционным религиям, языкам,

ценностям народов России; воспитание готовности и способности
вести взаимно уважительный диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе изучения нравственного со- держания
православной календарно-праздничной традиции, развитие навыков
личностного нравственного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам с учётом нравственных
ценностей, норм и традиций православной культуры;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни с
учётом православной духовно-нравственной культуры, традиции;

 формирование основ экологической культуры с учётом православной
духовно-нравственной культуры, традиции;
 осознание значения семьи в жизни человека, народа, общества,
принятие значения и ценности семейной жизни на основе
православной христианской духовно-нравственной социокультурной
традиции, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
 развитие эстетического сознания на основе православной духовнонравственной культуры, традиции через освоение православного
культурного художественного наследия русского и других народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета (курса) должны
отражать:
 развитие умений самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной
деятельности; развитие умения самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

 формирование умения соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией с учётом нравственных
норм, принципов, ценностей в православной традиции, культуре;
 развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
 формирование навыков владения основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности с учётом нравственных принципов в
православной духовной традиции;
 развитие умения определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 развитие умения применять знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 развитие навыка смыслового чтения;

 развитие умения организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с учётом
православных христианских нравственных норм и принципов;
 развитие умения осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
 развитие навыка владения устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации
к овладению культурой пользования поисковыми системами;
 формирование и развитие экологического мышления с учётом
православного христианского мировоззрения, отношения к природе и
человеку в православной культуре, умения применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учебного курса должны отражать:
 воспитание способности к духовному развитию, нравственному
совершенствованию на основе нравственных принципов,
исторических и культурных традиций православного христианства,
Русской Православной Церкви;
 воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
 знание основных норм православной христианской морали
 формирование систематического представления о православной
христианской культуре на основе знания содержания и личностного
опыта осмысления православной календарной традиции,
 формирование представления о роли православного христианства в
мировой культуре и истории человечества, в российской культуре,
истории и культуре русского народа;
 понимание значения православной нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи, народа, общества;
 формирование представлений об исторической роли пра вославного
христианства, Русской Православной Церкви в становлении
российской государственности, истории и преемственности в развитии
российской государственности;
 знание основ православной календарной традиции

 знание и понимание связей православной культуры с историей и культурой
Отечества, России на разных исторических этапах, вклада православных
христиан, Русской Православной Церкви в российскую культуру.
Введение в курс в 6 классе. Актуализация содержания курса 6 класса и логической
связи изучения православной календарной традиции .
Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Образование Русского
государства и народа. Крещение Руси.
Успение Богородицы. Жизнь Богородицы Марии после Вознесения Спасителя.
Святой преподобный Андрей Рублёв. История жизни святого, занятия иконописью.
Художественное наследие Андрея Рублёва (сохранившееся и несохранившееся).
Святой преподобный Иосиф Волоцкий. История жизни святого, основание монастыря.
Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник.
Святой преподобный Сергий Радонежский. Житие святого Сергия, детство, семья,
принятие монашества.
Праздник Собор Оптинских старцев. Введенский Оптинский монастырь, его история,
современность.
Святой преподобный Нестор Летописец — монах и первый русский историк. КиевоПечерский монастырь (повторение и расширение). Летописи и летописцы в русской
православной традиции.
Апостол Матфей, его память и почитание в Церкви. Жизнь и занятия Матфея до
призвания, предание о призвании апостола Матфея Христом.

Святая великомученица Екатерина. Именины человека в православной традиции,
отличия от дня рождения, дня крещения (День Ангела).
Святитель Николай Мирликийский, его жизнь и служение Церкви.
Святитель Спиридон Тримифунтский. Жизнь святителя Спиридона на Кипре,
исполнение Заповедей блаженства.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Жизнь и самоотверженное священническое
служение праведного Иоанна.
Святой преподобный Серафим Саровский. Детство, роди тели святого Серафима
(Прохора), принятие монашества. Саровский монастырь.
Святая равноапостольная Нина. Предание о хито не Господнем. Явление
святой Нине Богородицы Марии в Иерусалиме, её путешествие на Кавказ,
христианская про-поведь. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Гонения на Церковь в России в XX веке, их причины.
Святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Блаженные как
образ святости, особенности духовного подвига блаженных. Жизнь и судьба святой
Ксении Петербургской, её служение Богу и людям. Жизнь и судьба святой Матроны
Московской, её служение Богу и людям в трудную пору гонений на Церковь.
Почитание святой Матроны Московской в православном наро- де, прославление в 1999
году. Покровский женский монастырь в Москве. Общее и особенное в жизни и подвиге
блаженных Ксении и Матроны.
Торжество Православия: история установления праздника.

Икона Богородицы «Державная»: история обретения иконы в Вознесенской церкви в
Коломенском, художественные особенности, значение для православного народа и
Церкви.
Святые Иоанн Лествичник и Мария Египетская. Память святых подвижников Иоанна и
Марии во время Великого поста. Житие святой Марии Египетской: образ жизни до
обращения к Богу, посещение Иерусалима, при- звание Богородицей Марией
Апостол Марк, один из евангелистов. Собор семидесяти апостолов. Житие
апостола Марка, дом апостола Марка в Иерусалиме в Евангельские времена.
Святые страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб — первые русские святые.
Князья Борис и Глеб в семье великого князя Владимира.
Святые отцы семи Вселенских Соборов.
Святой праведный Иоанн Русский. Житие святого Иоанна, его пленение в Турции.
Святитель Лука Крымский: врач, священник, исповедник. История жизни святителя
Луки, выбор служения людям, принятие священства. Жизнь и служение святителя
Луки во время гонений, исповедание веры перед гонителями, служение людям,
Отечеству.
Собор всех святых Земли Русской — праздник Русской Православной Церкви. Русские
святые (повторение и обобщение).
Святые Царственные страстотерпцы. Царская семья императора Николая II, отношения
членов семьи.
Преображение Господне — двунадесятый праздник, его место в православном
календаре. Описание событий праздника в Новом Завете. Восхождение на гору Фавор

Спасителя с тремя апостолами. Преображение Спасителя на Фаворе, видение
апостолами пророков Илии и Моисея. Богоявление.
Повторение и обобщение учебного материала курса. Региональный и местный
компоненты курса. Презентация проектных, исследовательских работ школьников.

Тематическое планирование

№
уро Тема
ка
1

Введение
в курс
6 класса.
Святые
и князь
Владимир.

Кол Тип урока
во
часо
в
1

Вводный.
Урок
получение
новых
знаний

Цель урока

Основные виды
деятельности
обучающихся

Домашнее
задание

Сформировать
общее понятие
Его структуре и
содержании,
методическом
аппарате
освоения и
контроля знаний, связи

Ориентируются в
структуре
и содержании

Стр.17
вопр.5,6

учебного курса в 6
классе
его методическом

аппарате с учётом
логической связи
с изучением курса содержания курса
в 5 классе; позна- в 5 классе.
комить с истори- Знакомятся с

Часть 1

историей
ей образования
образования Русского
Русского госугосударства и народа
дарства и народа (по «Повести времен(по «Повести вре- ных лет»), первыми
менных лет»),
русскими князьями,
первыми
крещении княгини
русскими
Ольги в
князьями
Константинополе
.

2

Святые
1
равноапостольные
княгиня
Ольга
и князь
Владимир.
Часть 2

Урок
Познакомить с
Знакомятся с
Стр. 17
получения
историей
историей жизни
вопр.10
новых знаний Крещения Руси святого
равноапостольнм равноапостольного
князем
князя Владимира,
Владимиром, дать Крещения Руси,
общее
значением Крещения
представление об Руси в истории и
исторических
культуре русского
обстоятельствах народа и государства.
и условиях
Ориентируются в
Крещения Руси, исторических датах и
значении
географическом
православия в
пространстве русской
истории

3

Успение
1
Богородиц
ы.
Новолетие.

и культуре
цивилизации в период
русского народа, образования Русского
России
государства и народа,
связях с
православной
цивилизацией.
Развивают навыки
смыслового чтения и
комментирования,
умения
характеризовать
моральное
содержание событий
Урок
Познакомить
Знакомятся с
Стр. 26
получения с событиями
события- ми
вопрос. 8
новых
праздника
праздника Успения
знаний и
Успения
Пресвятой
актуализаци Пресвятой
Богородицы, его
и ранее
Богородицы, его местом в
полуенных значением и
православном
знаний
местом в
календаре
православном
(завершение
календаре,
церковного года).
Выделяют

праздником
Новолетия,
разницей
юлианского
и григорианского
календарей

4

Икона
1
Богорориц
ы Владимирская

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Описывают памятные
места в Иерусалиме,
связанные с Успением
Богородицы,
особенности Успенского
собора
в Московском Кремле.
Объясняют разницу
в счёте лет юлианского
(церковного) и
григорианского
(гражданского)
календарей

Познакомить с
Знакомятся с
Стр.34
историей
историческимпреданием вопр. 9
Владимирской
о Владимирской иконе
иконыБогородицы Богородицы в
в связи с историей контексте исторических
России, русской и культурных

православной
культуры

5

Святой
1
преподобн
ый Андрей
Рублёв

Рассказывают о
традициях почитания
Владимирской иконы
в России. Развивают
навыки смыслового
чтения, пересказа
и комментирования,
умения строить
речевое
высказывание,
характеризовать
моральное
содержание
действия, события
Урок
Познакомить
Знакомятся с
Стр.41
первичного с историей жизни историей жизни и
вопр. 6,9
получения и творчества свя- творчества святого
новых
того преподобного преподобного Андрея
знаний
Андрея Рублёва, Рублёва, его иконой
его иконой
«Троица».
«Троица»

6

Святой
1
преподобн
ый Иосиф
Волоцкий

значением
Выделяют и
творчества
раскрывают худосвятого Андрея
жественные и богоРублёва в истории словские особенности
Отечества,
иконы «Троица».
русской и
Характеризуют симмировой культуре волическое значение
изображений на
иконе«Троица».
Называют и
объясняют понятия
«алтарь»,
«иконостас».
Развивают навыки
смыслового чтения,
усановления
аналогий, связи
понятий, явлений
культуры
Урокполуче Познакомить
Знакомятся с историей Стр.49
ния новых с жизнью святого жизни и служения
вопр. 7
знаний и
преподобного
святого преподобного
актуализаци Иосифа
Иосифа Волоцкого.
и ранее
Волоцкого,

«послушник», «постриг». Сравнивают
особенности
общежительных и
особножетельных
монастырей.
Характеризуют
сущность
иконоборческой ереси
и православное
учение об
иконопочитании.

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Знакомятся с
Стр. 57
преданием об
вопр. 6
обретении Креста
Господня святой
императрицей Еленой
на месте Распятия
Спасителя.

22

полученных Иосифознаний
Волоцким
монастырём в
прошлом и современности, ролью
святого Иосифа
в отстаивании
христианской
веры на Руси

7

Воздвижен 1
ие Креста
Господня

Познакомить с
церковным
преданием об
обретении Креста
Господня
императрицей
Еленой,
праздником

Воздвижения
Креста Господня
в контексте
истории Церкви,
главными
святыми мес-тами
в Иерусалиме

8–9

Святой
2
преподобн
ый Сергий
Радонежск
ий

Урок
получения
новых
знаний,
расширения
ранее
полученных
знаний

Расширить
знания
школьников о
святом
преподобном
Сергии
Радонежском, его
жизни и
служении

Знакомятся с жизнью Индивиду
и служением святого альное
преподобного Сергия задание
Радонежского с
опорой на ранее
полученные знания.

Богу и людям,
роли в истории
русской
культуры,
Церкви и
государства,
в освобождении
Руси от
ордынской
зависимости, в
сов- ременной
истории и
культуре России

историю основания и
развития ТроицеСергиева монастыря,
объясняют его
название. Объясняют
смысл понятий
«чудотворец»,
«прозорливость» в
православной
традиции, приводят
примеры.
Устанавливают
причинно
следственные связи
между деятельностью
преподобного Сергия
и процессом
освобождения Руси от
ордынской
зависимости,
выделяют и
характеризуют вклад
преподобного Сергия.

10–11 Московски 2
е
святители

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить с
праздником
Московских
святителей,
историей его
установления,
расширить
знания
школьников об
ус-тройстве
Церкви, о роли
московских
святителей в
истории и
культуре России,
их служении

Знакомятся с
Индивиду
праздником
альное
Московских
задание
святителей, историей
его установления.
Объясняютустройство
Христианской
Церкви,обстоятельств
а по- явления и
значение Поместных
Церквей, роль их
предстоятелей в
устройстве церковной
жизни. Описывают
историюустановления
патриаршества на
Руси.Называют
киевских
и московских
святителей,рассказыв
ают об их жизни и
деятельности, роли в
истории Русской
Церкви, народа и
государства (на
примерах).

12

Собор
1
Оптинских
старцев

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить с
Знакомятся с
праздником
историей Оптиной
Собор Оптинских пустыни. Объясняют
старцев, историей сущность традиции
Введенского
старчества в
Оптинского
православной
монастыря,
культуре
Оптинскими
старцами
пониманием
традиции
старчества в
правосла ной
культуре

Выразите
льное
чтение
стихотвор
ения

13

Святой
1
преподобн
ый Нестор
Летописец

Урок
Расширить
расширения знания учащихся
знаний
о первом русском
монастыре и
святых КиевоПечерской
Лавры, о святом
Несторе
Летописце,
«Повести
временных лет».
.

Знакомятся с
Индивиду
историей жизни и
альное
служения святого
задание
преподобного Нестора
Летописца, летописью
«Повесть временных
лет».

14

Апостол
Матфей

1

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Познакомить
с историей жизни
и служения
святого апостола
Матфея, его
вкладом в
православную
культуру, его
ролью
как одного из
евангелистов, с
почитанием
апостола Матфея.

Знакомятся с
Индивиду
историей жизни и
альное
служения святого
задание
апостола Матфея, его
вкладом в
православную
культуру, ролью
апостола Матфея как
одного из
евангелистов.

15

Святая
1
великомуч
еница
Екатерина

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить
Знакомятся с жизнью Стр.115.
с жизнью и
и подвигами святой вопр. 9
служением Богу великомученицы
святой
Екатерины, её
великомученицы почитанием среди
Екатерины, её
христиан и в России.
почитанием среди Различают
христиан, в
и характеризуют
России;
мировоззренческие
расширить
особенности
знания учащихся христианства
о традиции
и язычества.
именин
Называют и
в Церкви, образах объясняют
святости
особенности образа
(великомученики) (лика) святости
великомучеников
в Церкви.

16

Святитель 1
Николай
Мирликийс
кий

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Расширить
Знакомятся с
Стр. 123
знания учащихся историей жизни и
вопр. 7
о святителе
служения святителя
Николае
Николая
Мирликийском, Мирликийского Богу и
его жизни и
людям. Различают и
служении Богу и характеризуют
людям, защите
особенности степеней
веры от
священства в
искажений,
православной
ересей, о его
традиции. Развивают
почитании
навыки обобщения,
в мире и в России: смыслового чтения,
о степенях
пересказа и
священства в
комментирования,
Церкви
выделения
морального
содержания действия,
идентификации
поступка как
морального на основе
соотнесения с
моральным эталоном

17

Святитель 1
Спиридон
Тримифун
тский

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Познакомить
Знакомятся с истори- Стр.стр.
с историей жизни ей жизни и служения 131
и служения Богу святителя Спиридона вопр.8
и людям святи- Тримифунтского, его
теля Спиридона почитанием христиТримифунтского, анами в мире и в Росего почитанием
сии. Раскрывают
христианами
сущнсть
в мире и в
христианских
России;расширит нравственных
ь знания
заповедей на
учащихся о
примере жизни
заповедях Иисуса святого Спиридона
Христа, учении Тримнфунтского.

18

Святой
1
праведный
Иоанн
Кронштадт
ский

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить
Знакомятся с жизнью Индивиду
с историей жизни и служением святого альное
и служения
Иоанна
задание
святого
Кронштадтского.
праведного
Раскрывают сущность
Иоанна
христианских
Кронштадтского, нравственных
его почитанием заповедей (о
в народе, Церкви, милосердии, мирорасширить
творчестве) на
знания учащихся примере жизни
о за- поведях
святого Иоанна.
Иисуса Христа, Устанавливают
учении Церкви логические связи
между деятельностью
святого Иоанна и
историческими
событиями в России.

19

Святой
1
преподобн
ый
Серафим
Саровский

Урок
Познакомить
Знакомятся с
Индивиду
получения с историей жизни историей жизни и
альное
новых
и служения
служения святого
задание
знаний и
святого
преподобного
закрепления преподобного
Серафима Саровского,
ранее
Серафима
монастырём
полученных Саровского,
Саровская пустынь,
знаний
монастырём
почитанием святого
Саровская
Серафима в России, в
пустынь,
современности.
почитанием
Устанавливают
святого Серафима причиннов России, в
следственные связи
современности;
между положениями
расширить знания христианского
учащихся об
вероучения и
аскетической
содержанием
культуре, борьбе православной
со страстями,
нравственной
целях
культуры.
христианской
Развивают навыки
жизни
смыслового чтения,

20

Святая рав- 1
ноапостоль
ная Нина

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить с
историей жизни,
служения Богу и
людям святой
равноапостольно
й Нины, её
почитания в
Грузии
и в России,
связями
православной
культуры Грузии
и России

Знакомятся с
Стр.155
историей жизни и
вопр. 7,8
служения святой
равноапостольной
Нины.
Пересказывают
историю поиска
хитона Господня в
житии святой Нины.
Объясняют значение
подвигов святой Нины
для христианского
просвещения Грузии,
Кавказа,
характеризуют её
роль в православной
культуре Грузии,
России. Развивают
навыки смыслового
чтения, выделения
морального
содержания
действия.

21

Собор ново- 1
мучеников
и
исповедни
ков Церкви
Русской

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
ранее
полученных
знаний

Познакомить с
Знакомятся с
Индивиду
праздником
историей гонений на альное
Собора
Церковь
задание
новомучеников и в России в XX веке,
исповедников
обстоятельствами и
Российских,
историей
историей его
установления
установления, с праздника Собора
гонениями на
новомучеников и
Церковь в России исповедников
в XX веке,
Российских, его
подвигом новому- значением в
чеников и
современности.
исповедников
Излагают своё мнение
Российских в
по поводу причин и
сохранении и
обстоятельств
исповедании веры гонений, значимости
в русском народе, религии и морали в
Церкви.
жизни человека,
наро- да, общества.

22

Святые
1
блаженные
Ксения
Петербург
ская и
Матрона
Московска
я

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить
Знакомятся с
Индивиду
с историей жизни историей жизни и
альное
и служения
служения святых
задание
святых
блаженных Ксении
блаженных
Петербургской
Ксении
и Матроны
Петербургской Московской.
и Матроны
Выделяют
Московской в
существенные
связи с историей признаки и
России, Русской объясняют
Православной
особенности образа
Церкви, их
(лика) святости
почитанием в
блаженных в
прошлом и
православной
современности
традиции.
Сравнивают служение
блаженных Ксении
и Матроны в связи с
историей России,
Русской
Православной
Церкви.

23

Торжество 1
Православ
ия

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Познакомить
Знакомятся с
Индивиду
с историей
историей
альное
установления и
установления
задание
содержанием
и содержанием
праздника
праздника Торжество
Торжество
Православия.
Православия,
Характеризуют
расширить
порядок установления
знания учащихся о цековных догматов на
вероучении
Вселенских Соборах.
Церкви, его
Объясняют значение
формировании в понятия «анафема»
эпоху Вселенских в православной
Соборов,
культуре, приводят
значении икон в примеры.
православной
культуре, жизни
христиан.

24

Икона
1
Богородиц
ы
«Державна
я»

Урок
получения
новых
знаний

38

Познакомить с
историей
обретения иконы
Богородицы
«Державная»
в связи с
историческими
событиями в
России в XX
веке, её
особенностями,
почитанием
в русском народе
и Церкви в
прошлом и в
современности;
расширить
знания
школьников об
иконографически
х типах
Богородичных
икон

Пересказывают
Стр. 187
историю обретения
вопро. 7,6
иконы- Богородицы
«Держав- ная».
Устанавливают
логические связи
между обретением
Державной иконы
Богородицы
и событиями
отечественной
истории начала XX
века. Выделяют
существенную
информацию из
художественных
образов, символов
православной
культуры на примере
Державной иконы
Богородицы.
Различают и
описывают
особенности иконы

25

Святые
1
Иоанн
Ле'ствич
ник и Мария Египетская

Урок
получения
новых
знаний и
расширения ранее
полученных
знаний

Познакомить
Знакомятся с
Стр. 195
с историей жизни историей жизни и
вопр.9
и подвигов святых подвигов святых
преподобных
преподобных Иоанна
Иоанна
Лествичника и Марии
Лествичника
Египетской, книгой
и Марии
«Лествица».
Египетской,
Характеризуют книгу
книгой
«Лествица»,выделяю
«Лествица»,
т и объясняют её
расширить
нравственную
знания учащихся направленность.
о Священном
Развивают навыки
Писании,
сравнения,
христианской
нравственного
аскетике,
оценивания
устройстве храма, усваиваемого
церковном
содержания,
богослужении,
нравственного
Таинствах
содержания действия
в условиях
морального выбора

26

Апостол
Марк

1

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Познакомить
Знакомятся с
Стр.204
с историей жизни историей жизни и
вопр. 1-3
и служения
служения святого
святого апостола апостола Марка.
Марка,
Выделяют
Евангелием от
существенные
Марка в Библии, особенности
почитанием
Евангелия от Марка,
святого апостола характеризуют
Марка
обстоятельства его
христианами, в создания, называют
России;
место создания.
расширить
Пересказывают
знания об
историю обращения
апостолах Иисуса к Богу святого
Христа
апостолаа Павла.
(12 и 70
Объясняют сущность
апостолов,
почитания Спасителя
апостолы Пётр
как Мессии.
и Павел)
Развивают навыки
нравственного
оценивания
содержания,
выделения
морального
содержания действия

27

Святые
1
страстотер
пцы
благоверны
е князья
Борис и
Глеб

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
знаний

Познакомить
Знакомятся с
Стр.214
с историей жизни историей жизни и
вопр 10
и подвига святых подвига святых
благоверных
благоверных князей
князей Бориса и Бориса и Глеба.
Глеба, их
Устанавливают и
значением как
объясняют причиннопервых русских следственные связи
святых,
между христианским
почитанием в
мировоззрением,
прошлом
нравственными
и современности; принципами и
расширить знания поведением святых
учащихся об
князей Бориса и
образах (ликах) Глеба; между
святости (лик
отношением русского
страстотерпцев), о народа к убиству
содержании
святых братьев,
«Повести
к Святополку и
временных лет», распространением на
святом Несторе
Руси православной
Летописце
культуры.

28

Святые
1
отцы семи
Вселенских
Соборов

Урок
получения
новых
знаний, закрепления
ранее
полученных
знаний,
обобщения

Познакомить с
Знакомятся с
Стр. 223
праздником
праздником памяти Вопр.11
памяти святых
святых отцов
отцов Вселенских Вселенских Соборов,
Соборов,
их почитанием в
закрепить и
Церкви, историей усрасширить знания ановления праздника.
учащихся о
Объясняют условия
Вселенских
и причины появления
Соборах, порядке ересей среди
их деятельности, христиан, порядок
установлении на работы Вселенских
них вероучения
Соборов, отвержения
Церкви
на них ересей и
закрепления
положений
церковного учения
(догматов).

29

Святой
3
праведный
Иоанн
Русский

Урок
получения
новых
знаний и
расширения
ранее
полученных
знаний

Познакомить
с историей
жизни и подвигов
святого
праведного
Иоанна Русского,
его почитанием в
Греческой
Поместной
Церкви, в
России;
закрепить и расширить знания
учащихся о
православной
нравственной
культуре
Поместных
Православных
Церквах,
богослужении
Литургии

Знакомятся с
Индивиду
историей жизни и
альное
подвигов святого
задание
праведного Иоанна
Русского.
Устанавливают
соотношение между
христианскими
ценностными
ориентирами и
поведением людей,
строят рассуждение,
выделяют
нравственное
содержание действия,
оценивают
нравственное
содержание действия
в условиях
морального выбора.

30

Святитель 1
Лука
Крымский

Урок
получения
новых
знаний

Познакомить
Знакомятся с
Стр.239
с историей жизни историей жизни и
вопр.5
и служения
служения святителя
святителя Луки Луки Крымского, его
Крымского, его
почитанием.
деятельностью в Устанавливают
условиях гонений соотношение между
на Церковь в
христианскими
России, вкладом в ценностными
отечественную
ориентирами и
культуру,
поведением людей,
почитанием
строят рассуждение,
в России
выделяют
нравственное
содержание
действия, оценивают
нравственное
содержание действия
в условиях
морального выбора,
решения моральной
дилеммы.

31

Собор всех 1
святых.
Собор всех
святых
Земли
Русской

Урок
Познакомить с
Знакомятся с
Стр. 247
первичного историей
историей
вопр10
получения установления и установления и
новых
содержанием
содержанием
знаний и
праздников всех праздников всех
обобщения святых, всех
святых, всех святых
ранее
Российских
Земли Русской.
полученных святых,
Раскрывают
знаний
расширить
понимание святости в
знания учащихся православной
о святости в кон- традиции, культуре в
тексте истории контексте истории
Церкви и
Церкви и
человечества,
человечества.
православной
Выделяют и
иконографии,
описывают
устройстве
особенности
Земной
иконографического
Церкви,
изображения всех
православном
святых, всех
образе жизни
Российских святых.

32

Святые
1
Царственн
ые
страстотер
пцы

Урок
повторения
и
расширения
знаний

Расширить и
Актуализируют и
Индивиду
закрепить знания расширяют знания об альное
учащихся об
истории жизни и
задание
истории жизни и служения святых
служения святых царственных
царственных
страстотерпцев в
страстотерпцев связи с историей
в связи с историей Отечества, Русской
Отечества,
Православной
Русской
Церкви, их
Православной
почитании в России.
Церкви, об их
Устанавливают
почитании в
причинно России; закрепить следственные связи
знания учащихся
о православной
семье,
отношениях в
православной
семье.

33

Преображе 1
ние
Господне

Урок
получения
новых
знаний и
обобщения
ранее
полученных
знаний

Познакомить с
Знакомятся с
Стр. 263
событиями
событиями
вопр.9
праздн ка
праздника
Преображения
Преображения
Господня, их
Господня, их
значением в
значением в истории
истории Церкви, Церкви. Сравнивают
расширить
Богоявления в
знания учащихся истории Церкви во
о Богоявлении
время Крещения
в истории Церкви и Преображения
и
Господня, выделяют
преемственности общее содержание.
Ветхозаветного Раскрывают значение
и Новозаветного Преображения
периодов
Господня в
истории, о
понимании
праздновании
преемственности
Преображения
Ветхозаветного
Господня в
и Новозаветного
России
периодов истории.

34

Повторение 1
и
обобщение.
Региональ
ный и
местный
компонент
ы курса.
Презентаци
я
проектных
работ

Уроки
Провести
повторения повторение и
и
обобщение,
обобщения, итоговый
изучения
контроль знаний
новых
учащихся по курматериалов су.
Уроки —
Организовать
ученическая презентацию
конференци проектных работ
я, фестиваль учащихся по
проектных курсу
работ

Повторяют и
обобщают изученный
материал. Знакомятся
с региональным и
местным
содержанием
православной
культуры в связи с
содержанием курса в
6 классе
(православный
календарь,
праздники, память
святых, храмы,
святыни и др.).
Ориентируются в
особенностях
становления и
развития
православной
культуры в регионе.

Материально-техническое обеспечение
Электронное приложение к учебнику – «Православная культура. Праздничный круг»
авторов И.В. Метлика для 6 классов общеобразовательных организаций издательства
«Русское слово».
Для реализации электронного обучения с применением ЭО и ДОТ используется
следующие ресурсы:
1. Портал дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru). Интерактивные
курсы по основным предметам школьной программы;
2. Учи.ру. Интерактивные курсы по основным предметам 6 классов;
3. Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). Видеоуроки и
тренажеры по всем учебным предметам;
5. Портал Интернет урок (https://interneturok.ru/). Библиотека видеоуроков по
школьной программе;
6. Портал Якласс (https://www.yaklass.ru/). Видеоуроки и тренажеры;
7. Электронные учебники издательства «Русское слово»

Технические средства обучения:
1. Аудиоколонки.
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».