МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования Кесовогорского муниципального округа
МБОУ Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор школы
________________________
________________________
Быкова Н.А.
Карасёва И.Ю. Приказ №71
от «01» сентября2025 г.
Протокол педсовета1
от «26» августа2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Говорим и пишем по-русски правильно»
по предмету «Русский язык»
для обучающихся 10-11 классов
д.Лисково 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Говорим и пишем по-русски правильно» составлена
на основе книги Розенталя Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно» - 10 изд.М.:АЙРИС-пресс, 2018 и ресурсов интернета: Рабочей программы элективного курса
Везо В.И., элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»
Феоктистовой Т.Н., «Анализ текста: теория и практика»Кузьменковой Т.А. и
«КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ»Артиковой Е.Б. и Рудневой С.Ф.
Цель курса – совершенствование и углубление приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие
навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание
самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на
ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.
Задачи курса:
Изучение нормативных и методических документов по организации
проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой
подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных
ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия
и
практического использования художественно-выразительных
средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при
написании экзаменационного сочинения;
развитие речевой культуры.
Данный курс носит итоговый характер, поскольку
курс обобщает, закрепляет
важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы,
он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку
для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому
государственному экзамену(далее–ЕГЭ).Содержание курса опирается на знания, умения и
навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание
программы предполагает углубленное изучение отдельных тем обязательного основного
курса русского языка, расширение и углубление знаний теоретического материала,
позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на
ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о
богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную
устную и письменную речь, то есть удовлетворять познавательные интересы. Особое
внимание уделяется лингвистическим задачам, связанным с профессиональными
интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с
текстами обращается внимание на исторический, общественно-философский,
нравственно-этический, литературоведческий компонент содержания текстов.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что
современная форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует
своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с
тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем порусски правильно» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов (34
часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе) и состоит из 4 модулей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10класс (34часа)
«Комплексный лингвистический анализ текста для написания сочинениярассуждения»(16часов) 1 модуль
Введение(2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки сочинения.
Текст(14 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в
тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
«Культура русского речевого общения»
(18часов) 2модуль
Введение(1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий.
Языковые нормы(1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы(1ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы(1ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы, синонимы ,антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы(2ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы(2ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы(3ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов
разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы(7ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования
прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11класс (34часа)
«Художественный анализ текста» (16часов) 3 модуль
Функционально-смысловые типы речи(2ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи(2ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи. Предупреждение
ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка(6ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика .Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция(6ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы,
их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактических норм.
«Культура русского речевого общения» (18часов) 4модуль
Орфографические нормы (9 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней.
Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы(9ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учитель в ходе реализации курса применяет следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
познавательный;
стимулирования и мотивации деятельности учащихся;
организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
контроля и самоконтроля.
Групповая и индивидуальная формы работы; работа с нормативными документами, с
учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум,
ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и
решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание
сочинений в соответствии с критериями оценки ЕГЭ, анализ образцов ученических
сочинений с помощью технологии критического мышления, тренировочнодиагностические работы, использование различных источников информации.
Для достижения основных целей курса используются наиболее эффективные приёмы:
работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для
выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими
словарями.
Календарно-тематическое планирование.
10 класс
1 модуль
«Комплексный лингвистический анализ текста для написания
сочинения-рассуждения» (16 часов)
I
Введение
1
2
Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки сочинения
Текст
Структура, языковое
оформление текста. Смысловая и композиционная целостность
текста
Смысловая и композиционная целостность текста
3
4
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста
5
Логико-смысловые отношения между частями микротекста
2
II
1
Средства связи предложений в тексте
7
Основная и дополнительная информация микротекста
8
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
9
Зачет
2 модуль
«Культура русского речевого общения»(18часов)
№
I
1
II
1
III
1
Раздел, тема
Введение
Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий
Языковые нормы
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка
Орфоэпические нормы
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение
1
Лексические нормы
Лексическое многообразие русского языка. Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение
Грамматические нормы
Грамматические нормы
2
Грамматические ошибки и их предупреждение
VI
Словообразовательные нормы
Словообразовательные нормы. Ошибочное словообразование
IV
1
V
1
VII
1-2
3
VIII
1
2-3
Морфологические нормы
Самостоятельные
части
речи. Грамматическое
морфологические признаки и синтаксическая роль
Служебные части речи
Синтаксические нормы
Нормы согласования
Нормы управления
4
Зачет
5
Нормы примыкания
6-7
значение,
Синтаксическая синонимия
Календарно-тематическое
планирование 11 класс
3 модуль
«Художественный анализ текста»(16часов)
№
I
1
2
II
1
2
Раздел,тема
Функционально-смысловые типы речи
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки
Предупреждение ошибок при определении типов речи
Функциональные стили речи
Публицистический
стиль,
его
особенности. Средства
эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста
III
1-2
3-4
5-6
IV
1-2
3
4-5
6
Изобразительно-выразительные средства языка
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства
лексики и фразеологии
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте
Коммуникативная компетенция
Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста. Авторская позиция
Аргументация собственного мнения по проблеме
Абзацное членение. Точность и выразительность речи. Соблюдение речевых норм
Зачет
Календарно-тематическое
планирование 4 модуль
«Культура русского речевого общения»(18часов)
№
I
Раздел,тема
1
Орфографическиенормы
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии:
правописание корней и приставок.
2
Правописание корней. Безударные гласные корня.
3
Гласные и,ы после приставок.
4-5
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм.
6-7
–Н-и–НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных
частей речи (кроме –Н-/-НН-);
8
9
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных
слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
1-2
Пунктуационные нормы
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные
случаи пунктуации.
3-4
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными
членами, при обособленных членах
5-6
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения
II
7
Зачет
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи
8-9
В результате изучения курса школьники должны уметь классифицировать
предложенную лингвистическую задачу, последовательно выполнять и проговаривать
этапы решения лингвистических задач различной сложности. При выполнении
творческих заданий, написании сочинений главное внимание.
Обращается на
формирование коммуникативной компетенции, на накопление опыта анализа текстов
различной стилистики.
Что должны знать и уметь учащиеся
В результате изучения курса школьники должны знать основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка и
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные правила.
В результате изучения курса школьники должны уметь:
создавать тексты различных стилей и жанров;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдая нормы построения текста;
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, увиденному;
критически оценивать достоверность информации, обосновывать свою
позицию с приведением аргументов;
осмысленно читать текст, оценивать и редактировать его.
Наиболее соответствующей специфике элективных занятий является зачетная форма
оценки достижений учащихся. Для зачета нужно выполнить предложенный тест.
Контрольно-измерительные
материалы,
позволяющие
установить
уровень
образовательных достижений учащихся по данному курсу, по структуре и
содержательному наполнению соответствуют демонстрационной версии формата ЕГЭ. В
качестве зачетной работы предлагаются варианты из книги И.П.Цыбулько «ЕГЭ. Русский
язык: типовые экзаменационные варианты»
М.: Издательство «Национальное
образование»
Литература для учащихся:
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ЕгораеваГ.Т.«ЕГЭ2025.Русскийязык.Тренажёр.Задание27.Учимся
писать сочинение» - М.:Издательство «Экзамен», 2025
2. И.П.Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные
варианты: 36 вариантов» - М.: Издательство «Национальное
образование» - (ЕГЭ. ФИПИ – школе), 2025
Литературадляучителя:
1.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация /
Д.Э.Розенталь,И.Б.Голуб. – 19-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2017
2.
Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно» - 10 изд.М.:АЙРИС- пресс, 2018.
1.
Электронные образовательные интернет–ресурсы:
https://resh.edu.ru/
https://rusege.sdamgia.ru/https://zn
aika.ru/https://rustutors.r
u/https://mogu-pisat.ru/