Рабочая программа педагога-психолога для обучающихся с ЗПР (1-4 классы)

Принято на

Утверждаю

педагогическом совете

директор МБОУ Лисковская

протокол № 1

______________Н.А Быкова

от 26.08.2025 г.

приказ № 71
от 01.09.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»

2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)»
является
обязательной
частью
коррекционноразвивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)»
Содержание курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка,
препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью
ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и реализуется на протяжении всего
периода обучения в начальной школе.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР, обусловленные
первичным нарушением при задержке психического развития в виде
органической или функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в
виде недостатков саморегуляции, мыслительных операций, слабости
мотивационного компонента, эмоциональных трудностей, личностной
незрелости, речевых нарушений и в значительной мере препятствуют
формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов
образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или
ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной,
регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
•
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
•
коррекция
недостатков
осознанной
саморегуляции
познавательной деятельности и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
•
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у
обучающегося позитивного отношения к собственному «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности;
•
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного
общения;
•
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
2

•
формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе;
•
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
•
оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и
сверстниками;
•
становление сферы жизненной компетенции;
•
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие
модули:
1.
Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу
школьного обучения.
2.
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций.
3.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими.
4.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации.
5.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности
изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей
ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более
разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме.
Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов,
ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР,
обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в
соответствии с особыми образовательными потребностями младшего
школьника с ЗПР. Учитывая характерные для таких школьников сниженную
общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп
переработки информации, сниженные возможности эмоциональной
саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при
проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится
на вводную, основную и заключительную части и проводится с
использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также
предусматривает наличие динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который
позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия,
3

и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и
способствует эмоциональной стабильности участников занятия. Основная
часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в
соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная
часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен
эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство
групповой сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы
психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием
элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с
элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные); работа
с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление
социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации;
работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционно-развивающего курса
Диагностическое
направление
работы
педагога-психолога
предполагает получение своевременной информации об индивидуальнопсихологических особенностях и динамике развития младших школьников с
ЗПР,
позволяет
оценивать
результаты
освоения
обучающимися
коррекционно-развивающего
курса.
Диагностика
проводится
с
использованием стандартизированных психодиагностических методик,
анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов
деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде:
•
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и
ценностных ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой);
•
определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А.
Бугрименко);
•
анкетирование педагогов, родителей;
•
Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан);
•
Определение эмоционального отношения к школе, методика
«Школа зверей» (Панченко С.);
•
определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург);
•
методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р.
Жиля);
•
Проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой)
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной
деятельности.
Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
•
методика
«Графический
диктант»
Д.Б.
Эльконина
(адаптированный вариант для детей с ЗПР «Графический узор» Н.В.
Бабкиной);
•
методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;
4

•
Тест развития произвольной регуляции деятельности О.А.
Семеновой;
•
надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);
•
анкетирование
педагогов
по
выявлению
признаков
импульсивности;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной
деятельности;
•
метод экспертных оценок.
Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•
анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления
уровня развития коммуникативных навыков младших школьников;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной
деятельности;
•
метод экспертных оценок;
•
социометрия.
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•
«10 слов» А.Р. Лурия;
•
задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;
•
«Последовательные картинки»;
•
предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание
скрытого смысла в текстах;
•
«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;
•
простые аналогии.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная
адаптированная образовательная программа начального общего образования
направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и
реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном
плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая
коррекционные курсы. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия
(психологические)» является частью программы коррекционной работы и
обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР на изучение курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).

5

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)» ПО
ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу
школьного обучения
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе.
Формирование внутренней позиции школьника. Формирование понимания
школьных правил. Работа с правилами: дифференциация школьных правил
«чего нельзя делать» и правил «что нужно делать». Развитие навыков
самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной
мотивации. Развитие мотивации общения в отношении одноклассников.
Развитие понимания отличий между собой и другим. Формирование умения
принимать особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих
учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции.
Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения преодолевать трудности,
доводить начатое дело до завершения. Развитие умения работать в парах.
Формирование
навыков
совместной
деятельности.
Формирование
адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования
отношения к ошибке как к ресурсу (учимся на ошибках, ошибкипомощники).
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение
следовать инструкции в простых игровых заданиях. Ориентировка в схеме
тела (выше/ниже, сверху/снизу, над/под, лево/право). Ориентировка на листе
бумаги (верх/низ, право/лево). Ориентировка в пространстве помещения:
определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше,
справа/слева относительно какого-либо ориентира). Подвижные игры на
перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага
влево и т. д.). Ориентировка на пространстве листа бумаги: задание на
перемещение в клеточном поле по инструкции. Ориентировка в пространстве
помещения школы: построение маршрута передвижения. Конструирование
по наглядно предъявляемому образцу. Развитие слухового внимания на
материале игровых упражнений с использованием словесных команд.
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на
поиск ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек
по образцу. Развитие пространственной ориентировки, навыков
сосредоточения и устойчивости внимания на материале графических
диктантов, прохождение лабиринтов по заданному маршруту. Развитие
способности анализировать простые закономерности: продолжи ряд, закончи
6

узор. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти: упражнения на
запоминание 5 – 6 объектов без учета расположения. Развитие слуховой
памяти, повторение последовательности неречевых заданных звуков
(барабан, колокольчик и т. п.). Развитие зрительно-моторной и слуходвигательной памяти. Развитие мышления: функции сравнения, анализа и
синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай одинаковым);
функция классификации (разделение объектов на группы по цвету, форме,
размеру).
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к
группе
одноклассников с
использованием
игр,
стимулирующих
взаимодействие со сверстниками. Комплименты-похвалы (аккуратный,
внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный,
отзывчивый, благодарный и др.). Способы знакомства; научить детей
правильно представлять себя в процессе знакомства; отработка следующих
навыков: «Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение
закончить разговор», «Умение присоединиться к группе», «Умение
реагировать на неудачу», «Умение принять отказ». Какое поведение
помогает дружбе, какое разрушает дружбу. Позитивные формы дружеского
поведения; отработка следующих навыков: «Умение справляться с
давлением группы», «Умение отвечать на провокации», «Умение справляться
со своими эмоциями». Способы попросить прощения; отработка следующих
навыков: «Умение извиняться», «Умение понимать чувства другого». Умение
помогать другому и принимать помощь самому; способы просить других о
помощи и благодарить за помощь; отработка следующих навыков: «Умение
предложить помощь другу», «Умение просить о помощи». Совместная
работа и ее польза, распределение обязанностей при выполнении общей
работы. Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения
со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами
сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению
о совместных действиях.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности
их проявления, средства и невербального выражения эмоций, способы
адекватного выражения эмоций. Развитие умения идентификации своих
чувств и чувств других людей. Развитие умения вербализовывать
собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого.
Ознакомление с неречевыми сред¬ствами выражения эмоций. Ознакомление
с понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение
эмоционально-экспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка
7

навыков
оказания
эмоциональной
поддержки.
Развитие
умения
идентификации и дифференциации эмоций незнакомых людей. Развитие
умения выявлять основные признаки эмоционального реагирования в
различных жизненных ситуациях. Развитие умения анализировать причины
возникновения разных эмоций. Развитие умения анализировать характерные
проявления разных эмоций. Развитие способности к саморегуляции
эмоциональных проявлений. Формирование способности к изменению
стратегии собственного поведения с ориентацией на эмоциональное
состояние ближнего. Расширение репертуара способов социально
приемлемого выражения эмоциональных реакций. Развитие умения
поддерживать эмоционально-позитивные отношения с окружающими.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация
тонуса мышц. Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Формирование двигательной памяти. Развитие навыков удержания
программы. Развитие двигательного контроля. Снижение импульсивности.
Развитие межполушарного взаимодействия. Формирование произвольной
регуляции собственной деятельности. Развитие умения произвольно
направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие
умения различать и сравнивать мышечные ощущения. Развитие общей
координации. Развитие навыков контроля равновесия собственного тела.
Развитие целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие
умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие навыков
самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать
инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения ориентироваться на
заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять
задания по образцу. Развитие навыков составления программы: составление
плана действий при помощи графических символов.
2 КЛАСС
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение
фигур из сложного чертежа, распознавание наложенных фигур. Повышение
объема внимания, развитие переключение внимания на материале
упражнений: графический диктант (двухцветный вариант) с аудиальной
инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план. Развитие
графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу
зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование
сложных изображений по клеточкам. Повышение распределения внимания:
задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым
8

рядом (последовательное прибавление единицы к числам в начале и в конце
ряда. Например, два – одиннадцать, три – двенадцать). Развитие визуальной и
аудиальной памяти (10 слов, 7–10 предметов с учетом расположения).
Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу
шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами),
распределение названий основных цветов, написанных шрифтом другого
цвета (Например, «зеленый» написан желтым цветом). Развитие
конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 9 кубиков,
«Танграм» и подобные задания. Развитие мышления (функция сравнения):
сопоставление признаков понятий. Образное сравнение понимание метафор.
Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по
двум заданным основаниям, классификация объектов по двум
самостоятельно найденным основаниям); функция обобщения (выделение
лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение подбирать
обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинноследственных зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование
умения устанавливать причинно-следственные связи (задания по типу
простые аналогии).
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения
анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных
возможностей. Формирование умения действовать согласовано. Содействие
развитию рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и
«контакт». Качества, необходимые для эффективного взаимодействия.
Формирование
представлений
об
индивидуальных
различиях
коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков
невербального взаимодействия. Формирование осознания различия в
отношении к «своим» и «чужим». Формирование толерантного отношения к
окружающим людям. Способствование получению опыта сотрудничества и
конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие толерантного
отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия группового
решения.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих
качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему
«Я». Развитие осознания собственных положительных качеств. Расширение
словаря положительных личностных качеств в характеристике человека.
Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в решении
сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни человека.
9

Личностные качества «сердечность», «доброжелательность». Представление
о связях между различными качествами личности. Развитие умения
оказывать эмоциональную поддержку другому. Развитие умения
дифференцировать свои личностные качества и качества другого.
Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении
конфликтных ситуаций. Формирование представления о развитии своих
положительных качеств. Развитие представление о проявлениях личностных
качеств в ситуациях общения. Образ доброжелательного человека.
Формирование
представления
о
роли
доброжелательности
при
взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки
доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения
идентифицировать свои личностные качества и оценивать степень их
выраженности. Развитие умения свободно говорить о своих качествах и
оценивать их, выделять свои положительные стороны.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Развитие навыков составления программы: составление программы
действий на учебном материале. Развитие умения простраивать деятельность
в умственном плане. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по
словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя
условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе
выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по инструкции
взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы.
Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной
координации. Развитие умения ориентироваться на заданную систему
требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу.
Отработка следования программе на цифровом материале, закрепление
натурального ряда чисел, а также четного и нечетного рядов, упражнение
зрительно-моторной координации. Тренировка следования заданной
программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы
работы с цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой программы.
Перенос навыков действия в соответствии с программой. Отработка
программы с обратным рядом чисел и его контроля.
3 КЛАСС
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Развитие целостности и константности зрительного восприятия:
узнавание объекта по его части, дорисовывание объекта до целого,
распознавание конфликтных изображений (задания по типу химер). Развитие
слухо-моторной координации: графические диктанты по клеточкам
(изображение целостных объектов, например, заяц). Повышение
10

распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в
ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление и
вычитание заданного числа к числам в начале и в конце ряда). Развитие
переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки с
использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех знаков
разными способами). Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на
основе построения простейших обобщений с абстрагированием от
несущественных признаков); функции сравнения и абстрагирования
(упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 3 особенностей,
лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или
понятий) от другой). Развитие конструктивной деятельности: задание
«Сложи узор» из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки:
перекодирование плоскостных изображений в объемные. Развитие
межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному образу
(тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при
самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование
слуховой информации в графический образ. Развитие опосредованного
запоминания методом пиктограммы. Формирование ассоциативных связей
для запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов:
запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных
признаков, выделения существенных признаков с последующим
использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для
выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по
заданной закономерности.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Формирование осознания важности развития коммуникативных
навыков. Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие
экспрессивных способ¬ностей и навыков эффективного взаимодействия и
сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие умения слушать.
Содействие получению опыта общения в роли говорящих и
слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении,
развитие умения активного слушания. Умение формулировать вопросы для
пра-вильного понимания собеседником, умение задавать уточняющие
вопросы в процессе общения с собеседником, умение выражать поддержку и
понимание говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств:
жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки эффективного
речевого взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать,
роль использования аргументов в споре.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
11

Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование
представления о внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и
своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни:
представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. Роль ощущений в
познании окружающего мира. Дифференциация и идентификация различных
видов ощущений, уникальность собственного восприятия окружающего
мира. Формирование осознания индивидуальных различий между людьми.
Ознакомление с психологическими особенностями различных типов
темперамента. Формирование осознания уникальности и неповторимости
каждого человека. Развитие экспрессивных возможностей. Расширения
словарного запаса для обозначения черт характера. Развитие умения
описывать черты характера других людей. Формирование осознания
особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих
поступков. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих
чертах характера. Развитие и поддержание позитивного самоотношения при
обогащении представлений о себе. Формирование представлений о
положительных и отрицательных чертах своего характера за счет получения
обратной связи от другого. Формирование осознания собственных
психологических особенностей. Развитие способности к рефлексии.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне.
Отработка следования заданной программе, тренировка зрительно-моторных
координаций. Отработка совместных действий по внешне представленной
программе, тренировка зрительно-моторной координации. Отработка
интериоризации программы ориентирования в прямом ряду в таблице со
случайным расположением чисел. Постепенная интериоризация программы
следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и
произвольного внимания на цифровом материале. Тренировка работы по
программе, упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка
произвольного внимания, избирательности, переключения, контроля.
Тренировка в составлении программы, работа по программе с учетом двух
признаков (номер по порядку и цвет). Отработка действия по программе в
усложненных ситуациях, упражнения на ориентацию в пространстве.
Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия
числа и цифры, закрепление представления о числовом ряде, тренировка
произвольного внимания. Отработка навыков следования программе,
заданной вербально и самостоятельного действия по программе, заданной
образцом. Отработка переключаемости и возможности длительного
удержания
внимания.
Работа
со
зрительно-пространственными
конфигурациями графических объектов на материале заданий по типу
«сложная фигура». Тренировка способности следования программе на
сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия.
12

Отработка действий по наглядной, но сложной для восприятия программе на
превдоучебном цифро-буквенном материале. Контроль за умением
действовать по наглядной программе.
4 КЛАСС
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных
связей для запоминания информации. Формирование мнемотехнических
приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по
ассоциативной связи. Умение перекодировать текстовую информацию в
формат таблицы. Логический анализ текстовой информации. Умение
работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных
данных, умение преобразовывать табличные данные в текстовую или
схематическую форму. Умение заполнять таблицы. Формирование
логического действия анализа и синтеза: выделение существенных
признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта по заданным
признакам.
Формирование
логического
действия
классификации:
группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для
группировки. Формирование логического действия сравнения: сравнение
понятий по существенным признакам. Формирование логического действия
абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков.
Формирование логического действия обобщения: умение делать выводы на
основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц и
поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на
поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения
цепочки логических рассуждений.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска
новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в
команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать
информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в
общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в
конфликтных ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного и
эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение
учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных
ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для
комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку.
Развитие навыков взаимодействия в команде. Актуализация правил
комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества.
13

Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания
обучающимися происходящих в них перемен (окончание начальной школы и
переход в пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во
взаимодействии с другими. Понятие «способности», исследование своих
способностей и возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам
и неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и возможностей, их
сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать
цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами).
Развитие представлений о своих интересах, ценностях, способностях.
Формирование способности идентифицировать индивидуальные особенности
другого: развитие навыков анализа качеств другого человека по
невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие навыков
самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование умения
идентификации собственных внутренних и внешних изменений.
Формирование позитивного образа будущего, актуализация образа
желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и развитие
самостоятельности.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с
обратным рядом чисел, отработка переключения с программы на программу.
Интериоризация программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное
построение программы. Интериоризация программ работы с прямым и
обратным рядами чисел. Закрепление работы с обратным рядом по
усвоенной программе. Тренировка произвольного внимания, его
распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций.
Перенос принципа параллельного поиска на цифро-буквенном материале.
Тренировка удержания программы, дифференциации близких программ.
Закрепление работы по программе с параллельными рядами чисел.
Тренировка переключения зрительного внимания. Отработка в речевом
плане программы действий с параллельными рядами. Проверка возможности
построения программы с параллельными рядами чисел по аналогии с
предыдущими. Закрепление действия по программе «параллельные ряды»,
выбор и проговаривание программы. Перенос программы, действие по
усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка навыка анализа
новой программы, тренировка контроля своих действий в наглядной
программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
14








В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.

В области развития произвольной регуляции деятельности и
поведения:
 формирование осознания необходимости прилагать усилия для
полноценного выполнения заданий;
 формирование дифференцированной самооценки (постарался-не
постарался, справился – не справился);
 формирование умения составлять программу действий (возможно
совместно со взрослым);
 формирование умения соотносить полученный результат с образцом,
исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
 формирование
способности
задерживать
непосредственные
импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
 способность правильно воспроизводить несложный графический
образец;
 способность относительно объективно оценивать достигнутый результат
деятельности;
 способность давать словесный отчет о проделанной работе;
 формирование способности к переносу полученных навыков на
реальную учебную деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы
и формирования высших психических функций:
 совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебнопознавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять
последовательные действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя
графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения
пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов,
соотносить предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и
удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
15

 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение
частей объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых
закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать
его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в
действенном, но и в образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции
ее недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных
реакций;
 улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям
активности, проявлений познавательного интереса, качественных
характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
 способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи,
вербализовать повод для гордости;
 отдельные
проявления
попыток
задержать непосредственную
(негативную) эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими:
 способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи
одноклассников;
 уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных
ситуаций;
 снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч.
вербальной агрессии;
 формирование умения дифференцировать ситуации личностного и
делового общения;
 овладение формулами речевого этикета;
 снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к
сверстникам и педагогам;
 повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» является частью программы коррекционной работы и
обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который
позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с
особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля
может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении
общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может
значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем
исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию
которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность
изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение
организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений
определяется
индивидуальными
психофизическими
особенностями
конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем,
рекомендациями ППк.
В разделе тематического планирования рабочей программы педагогапсихолога должны быть учтены возможности использования электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими
материалами, реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании (мультимедийные
программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов).
Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с
ОВЗ
1 класс
Примерные темы
занятий
Диагностические
занятия

Мой

класс,

Примерное содержание занятий

Исследование общей осведомлённости
и кругозора . Исследование мелкой и
крупной моторики рук
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма,
цвет, размер, материал, пространство и
время). Представления о внешних
свойствах предметов
Исследование эмоциональноличностной сферы первоклассника.
моя Запоминание имен одноклассников.
17

учительница.

Оценка мотивационных предпочтений.
Любимые игры, игрушки, занятия.
Рассказ-презентация об учительнице.

Моя школа

Рассказ-презентация о школе. Отличия
школы и детского сада, учительницы и
воспитательницы.
Экскурсии по школе, в столовую,
библиотеку (информация). Обратная
связь: рассказы учащихся о
посещенных объектах. Диагностика
эмоционального отношения к школе и
учению (рисунок Я в школе).
Наша внешность: лицо, волосы,
одежда. Загадки-описания. Школьная
одежда. Внешний вид школьника.
Сезонные изменения в природе и
одежде. Одежда и обувь для осени.
Вежливые слова: игры с включением
формул речевого этикета (можно,
извините, спасибо, пожалуйста, прошу
вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я.
Маршак и др.).
Что такое хорошо и что такое плохо
(Отрывки стихов российских поэтов).
Детские высказывания.
Общеразвивающие подвижные игры.
Игровой практикум "Весёлые забавы
гномов".
Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции
педагога (броски в цель, ходьба по
"дорожке следов"). Развитие быстроты
движений, умения контролировать
сменяемость действий. Игротренинг
"Гномики на стадионе".
Развитие точности движений.
Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие
ловкости движений, умения
контролировать сменяемость действий
"Гномики в цирке".
Развитие ловкости движений.

Внешний вид

Вежливость.

Коррекция крупной
моторики

Развитие устойчивости Развитие
устойчивости. Игротренинг . Морские
приключения гномов".
Развитие слуховой и тактильной
координации. Игротренинг "Игры
гномов".
Учимся делать штриховку.
18

Коррекция мелкой
моторики)

Восприятие формы,
величины, цвета.
Восприятие
целостности
предмета.
Конструирование
предметов.
Зрительное и
слуховое восприятие

Разукрашиваем и штрихуем.
"Путешествие в сказку начинается». 12
месяцев"
Обводим по трафарету,
разукрашиваем. "Путешествие
продолжается. Осенние месяцы.
Приметы осени".
Соединяем точки и рисуем узоры.
Психотренинг "Зимние месяцы.
Приметы зимы".
Контурная аппликация из пластилина.
Психотренинг "Весенние месяцы.
Приметы весны".
Нанизываем бусы. Завязываем узелки.
Психотренинг "Летние месяцы.
Приметы лета".
Аппликация из полосок бумаги. АРТтренинг "Приметы 12 месяцев"
Волшебные шнуровки. Рисование по
номерам.
Пальчиковая гимнастика. Штриховка.
Графические упражнения. Рисование
пальчиковыми красками.
Игры и действия с предметами
(мозаика из пайеток, стикерная
мозаика, аппликация из крупы)
Назначение предметов. Школьные
предметы и принадлежности.
Психотренинг "Гномики в пришли в
школу".
Количество. Столько же. Больше,
меньше на… Настольные игры с
фишками. Игротренинг "Что возьмём в
школу"
Параметры предмета. Размер. Высота.
Большой - маленький.
Противоположности.
Простая форма. Конструирование с
опорой на образец. Психотренинг
"Мир вокруг нас".
Составляем целое из частей.
Классифицируем по форме.
Выделение признаков формы.
Классификация предметов (круглые,
треугольные, квадратные). "Мир
вокруг нас".
Цвета предметов. Различение
основных цветов. АРТ-Тренинг
"Путешествие в страну цвета". Белый
цвет. Тренинг "Снежное королевство".
19

Конструирование снежков из бумаги.
Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское
путешествие гномов". Лепка на
картоне «Волны»
Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное
царство". Аппликация «Елочка»
Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг
"Солнечные зайчики". Рисование
ватными палочками.
Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная
шапочка". Лепка клубнички.
Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики
в стране ночи". Рисунок из кляксы.
АРТ-тренинг "Цветная сказка".
Знакомимся с миром звуков.
Мульттренинг "Эхо".
Аудиотренинг "Слушаем звуки леса".
Ориентировка на собственном теле:
дифференциация правой (левой) руки
(ноги), правой (левой) части тела.

Восприятие
пространства

Восприятие времени

Тактильнодвигательное
восприятие
Восприятие эмоций

Определение расположения предметов
в пространстве (справа - слева, выше ниже и др.). Движение в заданном
направлении в пространстве (вперед,
назад, т.д.). Игротренинг "Гномики
ищут клад".
Ориентировка в помещении по
инструкции педагога. Ориентировка в
линейном ряду (порядок следования).
Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх, низ, правая
(левая) сторона); расположение
геометрических фигур по речевой
инструкции, перемещение их на
плоскости листа.
Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок,
геометрических фигур
Изучение временных показателей:
времён года,
Изучение временных показателей:
дней недели.
Последовательность событий. Раньше позже. Вчера- сегодня- завтра
Определение на ощупь предметов.
Игра «Волшебный мешочек»
Определение на ощупь величины
предметов из разного материала
Знакомство с эмоциональным миром
20

человека

Восприятие как
основа
познавательной
деятельности: анализ
наглядно
воспринимаемых
предметов и явлений
окружающей
действительности.
Перцептивные
группировки
объектов

Сенсорные эталоны.

Перцептивное
моделирование.
Сходства и различия

Развитие навыков
произвольного
сосредоточения
внимания

человека.
Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы
Гнев.Страх/испуг.Игротренинг «Три
поросенка»
Спокойствие. Пиктограммы.
Злость.Сказкотерапия «Заюшкина
избушка»
Удивление. Пиктограммы.
Описание наглядно представленных
объектов. Выделение значимых частей
объекта. Значимые (функционально
необходимые)
и
украшающие
элементы.
Анализ
объектов
по
картинке. Угадывание предметов по
признакам (мебель-4 ножки и крышкастол).
Загадывание
наглядно
представленных объектов.
Перцептивная классификация (цвет
форма, величина). Выделение и
вербализация принципа
классифицирования. Задание на
сериацию (построй «команду» –
бумажные полоски, 7 шт- по росту)
Соотнесение форм реальных
окружающих предметов с сенсорными
эталонами. Описание предметов.
Какой? Какая? (Помидор: круглый,
красный, сочный).
Сложение простых узоров
геометрической мозаики (по образцу,
из индивидуальных наборов).
Выделение частных и общих
признаков сходства:
ряды картинок с изображениями,
относящимися к одному классу (4
картинки в ряду).
Определение различий. 2 картинки для
сравнения из каждого ранее
проанализированного ряда.
Сходство в речи: подбор
синонимичных наименований для
объектов, изображенных на картинках
Различия в нашей речи
(противоположности, обозначаемые
антонимами, наглядно представлены
на картинках, в т.ч. фотографиях)
Перепутанные дорожки. Найди
отличия (идентичные картинки с
незаметными отличиями). Различные
(на этом этапе легкие) варианты
графических диктантов (образцы
21

Развитие зрительной,
памяти.

Развитие слуховой
памяти

Развитие основ
абстрактнологического
мышления: поиск
закономерностей.

Развитие основ
абстрактнологического
мышления: поиск
связей и отношений в
вербально
представленном
материале.
Развитие основ
абстрактнологического
мышления: учет двух
оснований вывода на
наглядно
представленном
материале.

заданий в пособии Н.В. Бабкиной).
Зрительное запоминание (идентично
методике Н.А. Бернштейна). Выбор
(вычеркивание) осуществляется на
индивидуальных таблицах.
Что изменилось (определение 1-2
недостающих, перемещенных
предметов).
Восстановление по памяти места
объекта: 6 объектов.
Зрительное запоминание. Игра
«Повтори ряд». С использованием
геометрических фигур.
Работа в парах: повторение цифр (от 3
до 6) в прямом порядке (цифры
записаны на индивидуальных
карточках).
Повторение слов, фраз партнера по
общению «Хомяк-повторюша» с
постепенным удлинением ряда
повторяемых слов (от 1 до 5 в
произнесенной фразе).
Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение
числового ряда (в пределах
изученного). Учет двух признаков в
нахождении места объекта (Цвет и
величина, форма и величина, цвет и
форма).
Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение
числового ряда .
Продолжение полоски с определенной
последовательностью геометрических
элементов.
Решение логических задач
(аналитические задачи 1 типа с
прямым утверждением);
аналитический вывод из
прослушанного текста (типа
«Маленький Саша») - проводится без
обучения.
Другие детские тексты со скрытым
смыслом, угадывание загадок
Самый непохожий. Найди четвертое.
Продолжи ряд. Определи место (5
субтест теста под ред.Л.А. Венгера,
В.В. Холмовской).

22

Произвольное
длительное
удержание внимания
(запутанные линии,
корректурная проба буквенный вариант).
Произвольное
удержание
программы
деятельности и
осуществление
контроля за ней
Развитие
концентрации и
устойчивости
произвольного
внимания
Развитие
произвольности и
свойств внимания с
помощью
психотехнических,
нейропсихологически
х приемов и
кинезиологических
упражнений
Развитие
помехоусточивости
внимания
Самостоятельное
выполнение задания с
учетом заданных
условий.

Играем, чтобы
подружиться.

Почему люди
ссорятся.

Развитие произвольного внимания
(концентрация,
переключение):
задания на стандартных бланках
корректурной
пробы
с
необходимостью переключения (А
вычеркиваем,
И
подчеркиваем).
Длительное
отслеживание
перепутанной линии.
Самостоятельное выполнение задания
с учетом заданных условий:
конструирование из строительного
материала с учетом указанного
размера и количества деталей.
Выполнение упражнений «Срисуй
правильно»,
«Дорисуй вторую
половину», «Сделай как у меня»
Комплекс упражнений на развитие
концентрации внимания («колечко»,
«кулак-ребро-ладонь», «лезгинка»,
«ухо-нос», «лягушка»)

Упражнение на распределение
внимания (рисовать двумя руками).
Раскрашивание объектов по заданным
правилам.

Зарисовка объекта по заданным
правилам (зеркальное отображение).
Попытка конструирования по
условиям.
Игры, привлекающие внимание к
сверстнику. Комплименты-похвалы
(аккуратный, внимательный,
вежливый, находчивый, веселый,
честный, дружелюбный, отзывчивый,
благодарный и др.).
Игры, направленные на взаимовыборы
(Каравай, Ручеек и пр.). Игрысоревнования команд. (Литературная
викторина: кто с кем дружит, Угадай
23

Дети и взрослые.

Будь внимателен
(нужна помощь).

Что один не сделаетсделаем вместе.

песню)
Социометрическая игра: выбор в
действии. Стихи и песни о дружбе.
Причины ссор (детские
высказывания): жадничает,
ябедничает, дерется, отнимает и
портит вещи и т.п. Обида и прощение.
Притчи. Что помогает не ссориться.
Дети и взрослые. Отличия детей и
взрослых. Чего хотят дети от
взрослых. Чего хотят взрослые от
детей.
Правила дружбы со взрослым (цветиксемицветик): помогать,
предупреждать, спрашивать, просить, а
не требовать, соглашаться, заботиться,
говорить правду.
«Мы на помощь придем». Когда нужно
помогать (детские высказывания). Что
называется помощью. Кому надо
помогать. Признаки потребности в
помощи. А.Л. Барто «Помощница».
Совместная деятельность. Сказки,
повести, мультфильмы: о совместной
деятельности. Успешное и
неуспешное взаимодействие. Правила
распределения обязанностей: человек
хочет делать, может делать и умеет
или старается научиться делать.

Каким я был
маленьким.
Моя семья
Фотозагадки
Самопрезентация

Лесенка самооценки.
Я и другие.
Групповое и
индивидуальные
обследования

Я не умел, но уже умею…
Рассказ обучающегося о семье.
Рисунок семьи
Угадывание одноклассников по их
детским фотографиям. Рисование
«Несуществующего животного»
В. Драгунский «Денискины
рассказы». Самопрезентации. Я люблю
и я не люблю. Я хвастаюсь (горжусь)
тем, что…
Занятие на формирование самооценки
Как нас видят другие.
Графомоторные методики,
координация движений, сенсорные
эталоны.
Оценка кругозора и уровня развития
основных операций мышления
Оценка эмоционального фона и
социометрического статуса
24

Оценка успешности обучения в
первом классе (с составлением
рекомендаций).

25

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом
для учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной программе ЗПР
Примерные темы
Примерное содержание занятия
занятий
Вводное занятие
Психогимнатические
упражнения,
создание положительной мотивации на
занятия, знакомство.
Диагностика уровня Диагностика уровня развития внимания,
произвольности
устойчивости, объёма, произвольности.
внимания,
Упр.на развитие внимания:
трудоспособности,
«Что изменилось», «Найди 5 отличий»,
продуктивности
«Найди путь», «Муха», «Нарисуй по
памяти,
умения памяти», «Подсчитай правильно», «Текст
работать
по с ошибками», «Перепутанные буквы».
инструкции,
Тест «Корректурная проба».
эмоциональноГрупповые методики диагностики разных
волевой сферы
видов памяти (запоминание 10 слов,
цифр, образов-рисунков; отсроченное
воспроизведение). Тренинг памяти: игры
«Нарисуй по памяти», «Что изменилось»,
«Что пропало», «Кто за кем». Упр:
заучивание слов и пар слов, отсроченное
воспроизведение образов, слов, цифр,
имён и фамилии

Развитие
осязательного
восприятия

Проективные тесты рисунки
«Несуществующее животное»,
«Мой
класс»
Упражнения, развивающие осязательное
восприятие формы объемных предметов:
Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь
геометрические фигуры», «Что принес
Буратино».

Развитие зрительного
восприятия

Упражнения, развивающие зрительное
восприятие:
«Копирование точек», «Составь предмет
из геометрических фигур», «Кляксы»,
«Необычные рисунки».

Развитие
слуховое
восприятие и слухомоторной
координации

Упражнения, развивающие слуховое
восприятие
и
слухо-моторную
координацию:
"Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение
звуковому анализу слова), "Придумай
новое слово", "Кружок", "Длиннеекороче".

Развитие
межанализаторных
систем, их
взаимодействия.

Двигательное воспроизведение
ритмических структур по образцу и по
инструкции («Веселый алфавит»),
рисование обеими руками, выполнение
26

графических диктантов.
Срисовывание узоров, дорисовывание
симметричных изображений.
Выполнение упражнений «Кулак-реброладонь», « Зеркальное рисование»,
«Моторчик», «Веселые карандаши».
Урок-игра «Рисуем по разному» .
Упражнения на синхронность работы
обеих рук (работа со шнуром,
нанизывание бус).
Развитие
мелкой Упражнения
с
использованием
моторики и общей пальчиковой гимнастики,
а также
двигательной
рисование по шаблону и трафарету,
координации
обводка по пунктиру, копирование
рисунков, дорисовывание изображений
предметов,
штриховка,
работа
со
шнуровкой, медиатором.
Динамическая
Подвижные игры и упражнения на
организация
развитие общей моторики,
двигательного
акта Расслабляющие и релаксирующие
(развития
умения упражнения, упражнения с речевыми
организации
и инструкциями.
контроля
двигательных
программ)
Развитие
Тренинг-уроки с использованием техник
произвольности
биологической обратной связи,
движений
(сигнал- аутогенной тренировки, методов
реакция).
произвольной регуляции и
саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»
Формирование
Упражнения
на
формирование
собственно
пространственных
представлений:
пространственных
"Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь,
представлений
как услышишь", «В гости к другу»,
(умение
«Мой путь», «Фигурное лото»
ориентироваться
в
собственном теле, во
внешнем
пространстве улицы,
поселка.)
Формирование
Работа с серией сюжетных картинок,
квазипространственн
часами,
календарем,
моделью
ых представлений
календарного года. Сказкотерапия
и
(формирование
коррекция
квазипространственных
пространственных
представлений. Упражнения «Бочка и
представлений в речи, ящик», «Что находится в помещении», «
формирование умения Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
понимать
27

пространственные и
временные
логикограмматические
конструкции
Формирование
мнестических
процессов и приемов
мнестической
деятельности
(развитие
памяти,
формирование
различных
приемов

запоминания)

Игры и упражнения на развитие разных
видов памяти; игры и упражнения на
развитие точности запоминания; игры и
упражнения
на
развитие
умения
использовать приемы мнемотехники;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные упражнения.
Тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового
ряда: цифр, звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций; развитие
тактильной и кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения
(слуховые диктанты; игра «Запомни
звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»;
зрительные диктанты; запоминание и
воспроизведение многозвеньевых
инструкций; заучивание букв).

Формирование
Игры-загадки и ребусы; игры и
приемов умственной упражнения на развитие операций
деятельности
мышления; игры и упражнения на
развитие
логического,
словесного
мышления;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.
Развитие
Изучение особенностей творческого
мышления
школьников;
Игры
и
интеллектуальной
упражнения
на
развитие
особенностей
сферы
творческого
мышления:
гибкость,
нестандартность,
способность
генерировать новые идеи и т.п.
Развитие логического Игры и упражнения: «Бывает - не
и
понятийного бывает», «Веселые ассоциации», «Чей
домик».
мышления.
Анализ,
сравнение, Игры (тренинг разных видов мышления):
классификация,
«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй»,
обобщение.
«Узнай
предмет по описанию», «Найди лишнее
слово»,
«Угадай животное».
«Найди общие признаки».
Игры и упражнения: «Найди отличия»,
«Назови, что это», «Слова наоборот»,
«Продолжи ряд»
28

Установление
причинноследственных
отношений,
Обобщение
и
нахождение
противоположностей.
Развитие
и
активизация
воображения

Формирование
приемов
учебной
деятельности
(действовать
по
образцу,
следовать
указаниям, работать
по алгоритму

Упражнения в построении
умозаключений по аналогии,
установление закономерностей, развитие
сложных форм мышления: логического
мышления, абстрагирования.
Игры на снятие психологической
инертности и развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное»,
«Фантастическая планета», «Мои
фантастические возможности».
Метод дорисовывания неопределенной
фигуры до узнаваемого предмета,
дорисовывание неопределенной фигуры
до заданного образа.
Метод арт-терапии в формировании
позитивного образа школьника и учебы.
Игры для понимания противоречия
«хорошо-плохо».
Формирование навыков построения
внутреннего плана действий;
Тренировка объема, концентрации
внимания, умения действовать по
инструкции.
Урок-тренинг «Разведчики»

Развития
эмоциональной
стабильности
отношениях
сверстниками

Сказкотерапия «Качества, важные для
общения»
в Тренинг: Правила дружбы.
Формирование сплоченности и
со
профилактики конфликтов « Мы –
дружная команда»
Проведение игр «Волшебный стул»,
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом». Игры «Мальчики и
девочки – два разных мира», «Портрет
хорошего мальчика (девочки)».
Обучение эффективным способам
общения.
Обобщающие занятие Наиболее интересные детям упр. и игры,
ответы на вопросы, выводы
Итоговая диагностика Проведение
итоговой диагностики с
целью определения динамики

29

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом
для учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе ЗПР
Примерные темы
Примерное содержание занятия
занятий
Вводное занятие

Создание положительной мотивации и
заинтересованности детей в занятиях;
проведение
психогимнастические
упражнений.
Профилактика
Формирование сплоченного
детского
школьной
коллектива,
обучение
детей
дезадаптации, снятие эффективным способам общения. «Мы –
нервно-психического дружная команда».
напряжения,
Развитие навыков сотрудничества,
сплочение
детского доверительного отношения друг к
коллектива
другу. Упражнение «Комплименты»
Формирование у детей мотивации на
совместную работу, развитие навыков
коллективного сотрудничества.
Формирование положительной учебной
мотивации.
Развитие и коррекция
функции
внимания,
обучение
навыкам
произвольного
внимания и контроля
над поведением

Развитие
концентрации
внимания,
саморегуляции и самоконтроля.
Развитие переключения внимания
умения действовать по правилу.

и

Развитие
объема
внимания,
произвольности, умения действовать по
инструкции.
Тренировка распределения внимания.
Увеличение
объема
внимания
и
кратковременной памяти.

Развитие
разных

видов и модальностей
памяти,
обучение
способам
запоминания,
формирование
произвольности
запоминания

Развитие объема кратковременной
оперативной памяти. Тренировка
произвольного запоминания зрительно
воспринимаемых объектов; произвольное
запоминание слухового ряда: цифр,
звуков, слов, предложений,
многоступенчатых инструкций.
Развитие механической зрительной и
слуховой памяти. Дидактические игры и
упражнения (слуховые диктанты; игра
«Запомни звуки»; игра «Забытый
предмет (буква)»; зрительные диктанты;
запоминание и воспроизведение
многозвеньевых инструкций; заучивание
букв).
30

Развитие ассоциативной памяти.
Обучение
способам эффективного
запоминания. Игры и упражнения на
развитие разных видов памяти; игры и
упражнения на развитие точности
запоминания; игры и упражнения на
развитие умения использовать приемы
мнемотехники;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.
Развитие
основных
мыслительных
операций(анализ,
синтез,
абстрагирование).
Развитие логического
и
понятийного
мышления

Развитие логического
мышления и
сообразительности.
Упражнения
в
построении умозаключений по аналогии,
установление закономерностей, развитие
сложных форм мышления: логического
мышления, абстрагирования.
Развитие
умения
устанавливать
причинно-следственные отношения.
Развитие умения обобщать и находить
противоположности. Игры-загадки и
ребусы; игры и упражнения на развитие
операций мышления; игры и упражнения
на развитие логического, словесного
мышления;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.
Развитие
сравнивать,
обобщать

Развитие
мелкой
моторики и общей
двигательной
координации.
Динамическая
организация
двигательного акта

умения

анализировать,
классифицировать,

Упражнения
с
использованием
пальчиковой гимнастики,
а также
рисование по шаблону и трафарету,
обводка по пунктиру, копирование
рисунков, дорисовывание изображений
предметов,
штриховка,
работа
со
шнуровкой, медиатором.
Развитие умения организации и контроля
двигательных программ. Подвижные
игры и упражнения на развитие общей
моторики,
Расслабляющие и релаксирующие
упражнения, упражнения с речевыми
инструкциями.
Развитие произвольности движений
(сигнал-реакция). Тренинг-уроки с
использованием техник биологической
31

Формирование
собственно
пространственных
представлений
(умение
ориентироваться
в
собственном теле, во
внешнем пространстве
улицы, поселка.)

Формирование
квазипространственн
ых представлений
(формирование
пространственных
представлений в речи,
формирование умения
понимать
пространственные и
временные
логикограмматические
конструкции
Знакомство
с
чувствами
и
эмоциями. Развитие
умения
правильно
выражать
свои
чувства и эмоции
социально
приемлемым
способом.
Развитие воображения
учащихся.
Стимулирование
креативных
возможностей детей.

обратной связи, аутогенной
тренировки, методов произвольной
регуляции и саморегуляции. Урок-игра
«Я – робот»
Упражнения на формирование
пространственных представлений:
"Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь,
как услышишь", «В гости к другу»,
«Мой путь», «Фигурное лото»

Формирование пространственных
представлений в речи, формирование
умения понимать пространственные и
временные логико-грамматические
конструкции Работа с серией сюжетных
картинок, часами, календарем, моделью
календарного года. Сказкотерапия и
коррекция квазипространственных
представлений. Упражнения «Бочка и
ящик», «Что находится в помещении», «
Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»
Знакомство с базовыми эмоциями:
радость, удивление, грусть, гордость,
страдание и печаль, обида, гнев, страх,
вина, стыд
Работа
с
чувством страха и
тревожности.
Формирование умения различать
и
принимать эмоции других людей
Обучение
приемам регуляции и
саморегуляции эмоций
Упорядочение представлений детей о
том, что такое воображение и фантазия.
Изучение особенностей творческого
мышления
школьников.
Игры
и
упражнения на развитие особенностей
творческого
мышления:
гибкость,
нестандартность,
способность
генерировать новые идеи и т.п.
Развитие воображения учащихся. Игры
на снятие психологической инертности и
развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое животное»,
«Фантастическая планета», «Мои
фантастические возможности».
Метод дорисовывания неопределенной
32

фигуры до
узнаваемого
предмета,
дорисовывание неопределенной фигуры
до заданного образа.
Развития
Развитие мотивации на
осмысление
причин
ссор,
обучение
навыкам
эмоциональной
взаимодействия и сотрудничества.
стабильности.
Тренинг « Как и почему начинаются
Коррекция
ссоры?»
эмоциональноТренинг на
развитие толерантности
волевых нарушений у «Свои и чужие»
детей.
Формирование умения эффективного
общения,
закрепление
правил
дружеского общения.
«Как мы все похожи!»
«Какие мы все разные!»
Сказкотерапия «Качества, важные для
общения»
Тренинг: Правила дружбы.
Формирование сплоченности и
профилактики конфликтов « Мы –
дружная команда»
Проведение игр «Волшебный стул»,
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый остров»,
«Строим дом». Игры «Мальчики и
девочки – два разных мира», «Портрет
хорошего мальчика (девочки)».
Обобщающие занятия Наиболее интересные детям упр. и игры,
ответы на вопросы, выводы
Итоговая диагностика Проведение
итоговой диагностики с
целью определения динамики

33

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом
для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе ЗПР
Примерные темы
занятий
Вводное занятие
Входная
диагностика
Развитие
различных видов и
форм восприятия
(пространственных,
осязательных,
временных),
развитие глазомера
и зрительной
моторной
координации;
развитие
ориентировки во
времени и в
пространстве

Развитие
различных видов
памяти: слуховой,
зрительной,
моторной,
опосредованной и
проч. Овладение
приемами
осмысленного
запоминания;
развитие
смысловой
вербальной
памяти.
Развитие видов
воображения:
активация свойств
воображения.

Примерное содержание занятий
Групповые игры, принятие правил групповой
работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта.
Тесты интеллекта, определение
интеллектуального и личностного развития.
Формированиепроизвольностизрительноговоспри
ятия,дорисовываниенезаконченных изображений.
Развитие зрительной памяти в процессе
рисования по памяти. Выделение нереальных
элементов нелепых картинок. Профилактика
зрения. Гимнастика для глаз. Развитие
дифференцированных осязательных ощущений
(сухое — еще суше, влажное — мокрое), их
словесное обозначение.
движения; предоставление словесного отчета.
Моделирование расположения различных
объектов по отношению друг к другу в ближнем и
дальнем пространстве. Самостоятельное
моделирование пространственных ситуаций
(оставление простейших схем- планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман). Определение
времени по часам.
Тренировка различных видов памяти,
упражнения «Опиши картинку»,
«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной», «Запрещенное движение».
Развитие словесно-логической памяти,
упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару»,
«Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам

Развитие активного воображения с
использованием арт-техник: «Чернильные
пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое
рисование», «Орнаменты», «Каракули».

Развитие
Игры и упражнения на развитие произвольного
произвольного
внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что
внимания. Развитие видишь», «Корректировщик», «Шифровка»,
устойчивости и
«Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
34

концентрации
внимания.

«Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди
отличия».

Развитие нагляднообразного
мышления;
формирование
вербальнопонятийного
аппарата;

Упражнения на мышечную
релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»;
Развитие мышления (анализ через синтез).
Развитие мышления (абстрагирование). Развитие
пространственных представлений. Развитие
словесно – логического мышления. Построение
умозаключения по аналогии. Развитие сложных
форм мышления (логического мышления):
абстрагирование, установление закономерностей.
Тренинговые занятия «Разные настроения»,
«Учимся менять свое настроение», «Учимся
искать выход из сложных ситуаций»,
«Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в
согласии с другими», «Как победить злость»,
«Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет»
там, где это необходимо», «Саморегуляция».

Формирование
навыков
построения
внутреннего плана
действий,
овладение
приемами
самоконтроля и
саморегуляции;
Активация
способностей к
преодолению
гиперактивности,
расторможенности,
неуправляемости;
развитие
рефлексивной
деятельности.
Развитие
эмоциональной
сферы.
Формирование
рефлексии
личностных
качеств. Развитие
самооценки,
умений принять
себя;
развитие умений
дифференциации
чувств.
Коррекция
мотивационной
сферы
(потребности,
интересы,
стремления, цели,
влечения,

Развитие представлений детей о соотношении
внутреннего состояния человека и его внешнего
выражения. Вера в себя. Формирование у детей
конструктивных способов реагирования в
конфликтной
ситуации. Отработка
приёмов
лицевой экспрессии различных эмоциональных
состояний. Игровая коррекция агрессивности,
формирование
и
развитие
внимания,
доброжелательности, взаимоотношений детей в
группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это
Я), развитие умения различать виды поведения
и умения работать в команде.

Формирование у детей навыков самоконтроля.
Формирование нравственных представлений.
Арт-терапия «Остров счастья»

35

мотивационные
установки и т. д.)
Итоговая
диагностика

Подведение итогов, определение динамики
развития детей

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».