Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся с ЗПР (6 класс)

Отдел образования Кесовогорского муниципального округа
МБОУ Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор школы

________________________

________________________

Карасёва И.Ю.

Быкова Н.А.

Педсовет протокол №1

Приказ № 71

от «26» августа 2025 г.

от «01» сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
для обучающихся с ЗПР
(АООП ООО, вариант 7)
6 КЛАСС

Составитель:
Матвеева О.А.,
учитель-логопед

Лисково 2025 год

Содержание

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Характеристика детей с ЗПР
1.3. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы
II. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика организации работы по программе
2.2. Направления коррекционной работы
2.3. Содержание учебного курса
2.4. Планируемые результаты
2.5. Система оценки достижения планируемых результатов
2.6. Учебно-методическое обеспечение
Приложение
Приложение 1. Календарно - тематическое планирование 6 класс

3
3
4
5
8
8
8
10
15
16
16
18

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа курса «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой
психического развития разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г.№ 273-ФЗ;

ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ
от 31 мая 2021 № 287;

ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7), утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1025;

АООП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) МБОУ «Лисковская СОШ»;

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации
от 14.02.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»;
С использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии
Чиркиной Г.В., Азовой О.И., Козыревой Л.М., Грибовой О.В., Ефименковой Л.Н.,
Ишимовой О.А., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и др.
Цель коррекционного курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление
или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи
обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
 коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
 совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных
представлений;
 совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
 формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
 коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
 формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости,
навыков грамотного письма;
 коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
 развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
В процессе проведения курса «Логопедические занятия»
осуществляются
формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного
использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности.
Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности,
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми
способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями
различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи,

3

соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания,
выполняющей коммуникативную функцию.
Принципы программы
Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с учетом
общедидактических и специфических принципов:
1. Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2. Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический
процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы
и приёмы коррекции.
3. Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при
планировании коррекционно-развивающей работы.
4. Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную
работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка
строиться с опорой на «зону ближайшего развития».
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип позволяет не
исключать из образовательного процесса детей, создает благоприятные условия
обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и
типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает
внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы,
ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля
и мотивации.
6. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные
разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах
деятельности.
7. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить
развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности
ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.
8. Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности по
программе начального общего образования не допускается использование технологий,
которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий Объём
учебной нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны
соответствовать требованиям действующих санитарных правил и гигиенических
нормативов.
Принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и
преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
1.2. Характеристика детей с задержкой психического развития.
Данные учащиеся испытывают стойкие трудности при усвоении программы основного
обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности
речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной
деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:
-отмечаются замены и смешения звуков; причем, поскольку структура речевого дефекта
учащихся данной категории является очень вариативной и характеризуется
комбинаторностью различных симптомов речевой патологии, смешения по артикуляторноакустическим признакам у большинства детей не являются стойкими, за исключением
одного учащегося, у которого речевой компонент в структуре дефекта более выраженный,
что и определяет выбор пар оппозиционных дифференцируемых звуков;
-несформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточностью
различения звуков и затруднениями в звуковом анализе и синтезе слов;
4

-затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски, перестановки и искажения
слогов.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:
-лексический запас количественно и качественно неполноценен (отмечаются
неправомерное расширение или сужение значений слов: ошибки в употреблении слов;
смешение слов по смыслу и акустическим свойствам);
-неумение выделять синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей
речевой практике;
-задержка в формировании грамматического строя речи: ошибки словообразовательного
характера,
разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании
прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, числительных с
существительными, неправильный выбор падежных форм существительных в
словосочетаниях глагол и существительное.
Учащиеся с ЗПР имеют ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование
у них УУД:
Следствия недостаточной
Психологические особенности
сформированности лексикограмматических средств языка
-Недостаточное понимание
-Неустойчивое внимание.
-Недостаточная наблюдательность по отношению
учебных заданий указаний,
к языковым явлениям.
инструкций учителя.
-Недостаточное развитие способности к
-Трудности овладения учебными
переключению.
понятиями, терминами.
-Недостаточное развитие словесно-логического
-Трудности формирования и
мышления.
формулирования собственных
мыслей в процессе учебной работы. -Недостаточная способность к запоминанию,
преимущественно, словесного материала.
-Недостаточное развитие связной
-Недостаточное развитие самоконтроля,
речи.
преимущественно, в области языковых явлений.
-Недостаточная сформированность произвольности
в общении и деятельности.
На письме дети с задержкой психического развития допускают следующие ошибки:
 замены букв, обозначающих близкие фонемы, а также нарушения в обозначении
мягкости согласных;
 смешивание звонких и глухих согласных (гулядь вместо гулять), свистящие и
шипящие, особенно аффрикаты ш-ц, ч-ц (шашу вместо чаша, мальцики вместо
мальчики);
 пропуски гласных и согласных;
 добавление букв;
 перестановки букв;
 пропуск слогов;
 слитное или раздельное написание слов, пропуск слова;
 пропуск точки в конце предложения, новое предложение начинается с маленькой
буквы;
 замены графически сходных букв, состоящих из различного количества сходных
элементов: л-м, а-о, п-т, г-п;
 замены букв, отличающихся пространственным положением элементов (в-д), замены
букв, в которых один из элементов отличается по изображению и направлению (д, б, и,
у);
5




орфографические ошибки на правила правописания;
орфографические и пунктуационные ошибки.
У детей с задержкой психического развития в процессе письма отмечаются
нарушения моторного акта письма, нарушения каллиграфии.
Дети соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв.
Неравномерное соотнесение элементов буквы.
Следствием указанных особенностей является:
1) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности;
2) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы,
определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности,
умение работать в определенном темпе).
1.3. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения программы
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут
сформированы личностные,
регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя
позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми
типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и
задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая
общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Метапредметные УДД
Регулятивные:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым
материалом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Учить принимать и сохранять учебную задачу.
6. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
7. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
8. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
9. Адекватно воспринимать оценку учителя.
10. Различать способ и результат действия.
11. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
12. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
6

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
3. Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
4. Выявлять сущность, особенности объектов.
5. Делать выводы на основе анализа объектов.
6. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Ориентироваться в речевом материале.
8. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
9. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
10. Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
11. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
12. Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
13. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
14. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе
логическое рассуждение.
15. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. Оформлять свои мысли в устной форме.
5. Умение работать в паре.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
7. Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
8. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Личностные УУД:
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
4. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном
поведении и поступках.
5. Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
6. Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной
деятельности.
7. Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
8. Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение
к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
9. Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной
жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
10. Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения
учащихся.
11. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
7

12. Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
13. Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при
работе.
14. Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и
внимательность.
15. Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков
самоконтроля.
16. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной
деятельности.
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
1. части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные
грамматические признаки;
3. члены предложения: главные, второстепенные.
4. слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
1. согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и
без предлога;
2. понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и
подбирать антонимы, синонимы;
3. составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением,
расширением, изменением лица, времени;
4. производить фонетический разбор слов;
5. анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень,
суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
6. осуществлять синтаксический разбор предложения;
7. орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст;
8. писать изложения по коллективно составленному плану.
II. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика организации работы по программе.
Программа разработана для детей 6 класса с задержкой психического развития, имеющих
речевое заключение–нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием
речи.
Планирование характеризуется гибкостью и не может быть жестко
регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия
возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в
зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных
возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его
интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения
материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
Коррекционная программа рассчитана на 34 недели, 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана для детей 6 класса. Количество занятий составляет – 60
часов по календарю.
Срок реализации программы 2025-2026 учебный год.
Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе,
может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых
8

поведенческих тренингов и расширения некоторых тем. Количество занятий и
используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики группы.
Формы работы: индивидуальная (20-40 мин.), групповая (2–4 человека, 20-40мин.).
Основные виды деятельности: дидактические игры, упражнения; психогимнастика,
артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические и нейропсихологические
упражнения; письменные и устные задания.
2.2. Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа (с 1по 15 сентября стартовая диагностика, промежуточная
диагностика, с 15 мая по 31 мая итоговая диагностика). Данное направление работы
включает:
комплексную диагностику устной и письменной речи, определение дефицитов и
ресурсов развития обучающегося, осуществление мониторинга динамики развития
обучающихся, эффективность коррекционного курса.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной
специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и психическом, речевом развитии учащихся;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
учащихся с ЗПР в освоении АООП ООО, специалистов, работающих с детьми, их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
образования, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
учащихся с ЗПР, со всеми его участниками – обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками;
Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому
развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных
и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов,
включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий
самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ЗПР.
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно:
1. Информационно - аналитический этап предусматривает оценку контингента учащихся
для учета особенностей психофизического развития детей с ЗПР, определение их
образовательных потребностей и компенсаторных возможностей; оценка образовательной
среды.
2. Этап планирования и реализации предполагает организацию образовательного процесса,
имеющую коррекционно-развивающую направленность и процесс комплексного
коррекционного сопровождения специалистами учащегося.
3. Контрольный этап обеспечивает диагностику соответствия созданных условий и
выбранных методов, технологий, приёмов особым образовательным потребностям
учащихся с ЗПР.
4. Этап регуляции и корректировки предполагает внесение необходимых изменений в
образовательный процесс и процесс коррекционного сопровождения учащихся.
Структура логопедического занятия включает мотивационную установку, развитие
фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие
неречевых процессов, рефлексивный анализ.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной
речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических
процессов,
тесно
связанных
с
формированием
полноценной
речи.
9

Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры,
направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения,
способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно
написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое
правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
 устойчивости внимания;
 наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
 способности к запоминанию;
 способности к переключению;
 навыков и приемов самоконтроля;
 познавательной активности;
 произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
 планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное
осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;
определение путей и средств достижения учебной цели);
 контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения
пользоваться специальными I приемами самоконтроля);
 работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать;
проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
 применение знаний в новых ситуациях;
 анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
 умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на
посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять
позицию ученика);
 умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
 умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого
восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;
 умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием,
инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и
оценки учителя-логопеда;
 ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
 ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием
усвоенной терминологии;
 ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало
формирования связного высказывания);
 применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по
ходу и итогам учебной работы;
 употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
 обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
 пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
 развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение
итогов занятия;
 формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
 проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли
руководителя различных видов учебной работы);
10

 соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите,
пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
 составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

2.3. Содержание учебного курса
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетика, орфоэпия, графика»
Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление). Различение гласных в
корне (повторение). Различение гласных в приставках (повторение). Практикум по
развитию произношения и навыков чтения.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного
материала 6 класса). Различение морфем в слове. Различение букв о – а в корнях -кос- / кас. Различение букв е – и в приставках пре–при. Употребление в речи сложных и
сложносокращенных слов.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с
существительными. Различение и употребление качественных, относительных и
притяжательных имен прилагательных. Употребление несклоняемых имен
существительных в речи. Различение и употребление глаголов в изъявительном,
условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в
разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. Употребление
предлогов как средства связи между словами. Понимание и использование в речи
фразеологизмов.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение,
аудирование, чтение, письмо)»
Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых
частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного
повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному
плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного
рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ
повествовательного текста. Пересказ описательного текста. Пересказ текста с
использованием приемов сжатия. Диалог на заданную тему. Деловое письмо (текст
объявления).
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
 уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее
развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения
детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений
различных синтаксических конструкций.
 уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного
запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так
и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами
словообразования.
Работа над словом.
 формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества
предметов,
действия
(их
дифференциация);
11

 обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления
новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами
словообразования;
 формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении
слова;
 уточнение значений слов;
 развитие лексической системности;
 расширение и закрепление связей слова с другими словами;
 правильное употребление слов различных морфологических категорий в
самостоятельной речи.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной
деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся
должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи
и отношения между ними и выражать их в речи.
В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение
(денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями,
признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным
компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета).
Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией
слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож,
вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и
различие в значении этих слов.
По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в
определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е.
функциональное объединение слов семантически близких).
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим
признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или
противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи
антонимы и синонимы.
Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих
определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения
(союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление
обучающихся с различными способами словообразования.
У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные
морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий
порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово,
сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в
словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление
родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с
разными корнями и одинаковой некорневой морфемой.
Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать обучающихся улавливать
общий признак, обозначаемый этими суффиксами. В дальнейшем в речь вводятся слова,
образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.
Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися
необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе
различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся
самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь.
На уроках обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их
точное
использование
в
речи.
12

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим
упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой
деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного
употребления слов в речи. Слова отбираются в соответствии с темой урока и
включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое
внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры
предложения.
При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные
средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При
знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются
словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ
морфологической структуры и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его
грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их
использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными
признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и
словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы
словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание
непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Формируются понимание и дифференциация грамматических форм
словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ;
соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое
значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и
флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении
направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах);
дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на
материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием
с морфонологическими изменениями в основе);дифференциация глаголов в форме 3-го
лица единственного и множественного числа настоящего времени (с
ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием
звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей:
существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от
существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с
чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом.
Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и
производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в
родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели
словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих
аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных
слов.
Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм
слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.
Работа над предложением.






анализ и сопоставление слова, словосочетания, предложения как речевые единицы;
качественный и количественный анализ предложений;
обозначение границ предложений на письме;
распространие простых предложений;
составление развернутых и кратких ответов, формулирование вопросов,
рассуждений;
13

 работа с деформированным предложением (построение связного высказывания,
предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в
предложении, нарушение порядка слов).
В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или
предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него
слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в
практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования
языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе
речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При
этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование,
способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на
синтаксическом уровне.
В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям
между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению,
верификации предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на
внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты.
Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать
умственную деятельность обучающихся.
Формирование связной речи.
- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- формирование умений планировать содержание связного собственного
высказывания;
- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной речи
(диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями
(сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Работа с текстом.
 определение темы текста, основной мысли, нахождение главного и
второстепенного;
 передача содержания текста, объединение в логической последовательности
несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя
союзные слова, наречия, местоимения, союзы;
 деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов,
составление плана;
 составление плана для последовательного пересказа;
 установление логической связи и последовательности, точное и четкое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор
языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания
в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания
текста, сюжетной картины);
 предупреждение искажения содержания (пропуск главных частей, важных фактов,
перестановка событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к
одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями).
14

Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения
анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок,
сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое,
формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами
ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности,
определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в
дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией
сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки
и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует
ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению
элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением
сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению
смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем
картинно-вербального, далее вербального).
Система работы по развитию связной речи строиться с учетом различной степени
самостоятельности обучающихся при планировании текста.
В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы:
пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;
пересказ по сюжетной картинке;
пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок;
рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию
картинки, а затем самостоятельный рассказ);
самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу,
концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять
текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
2.4. Планируемые результаты освоения программы
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи»
(фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи ибукв на
письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала 6 класса);
 контролировать правильность произношения, минимизируя недостаткив устной
речи;
 самостоятельно различать и характеризовать звуки речи;
 проводить фонетический и орфографический анализ слов;
 использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения
и правописания (в том числе нормы правописания ь в формах глагола повелительного
наклонения);
 выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или
минимизируя специфические ошибки.
Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.
Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 правильно произносить и писать слова без специфических

ошибок
15

словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 6
класса);
 различать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);
 определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в
другую);
 применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных
видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных
слов;
 различать изученные способы словообразования слов;
 составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов по
образцу;
 характеризовать особенности словообразования имен существительных;соблюдать
нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного),словоизменения имен
существительных;
 различать и характеризовать особенности словообразования именприлагательных;
соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках
изученного);
 соблюдать на письме орфографические правила: правописания н и нн вименах
прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имен
прилагательных; соблюдать нормы правописания корня с чередованиема//о -кос- \ -кас-,
гласных в приставках пре- и при- и др.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи.
Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 правильно произносить и писать словосочетания и предложения без
специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количестволексикограмматических ошибок (в рамках изученного программного материала 6 класса);
 использовать различные части речи, в том числе числительные и причастия;
 употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена
прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительнымиобщего рода, с
существительными, имеющими форму только множественногоили только единственного
числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами;
 различать качественные, относительные и притяжательные именаприлагательные,
степени сравнения качественных имен прилагательных;
 различать и употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном
наклонении; различать безличные и личные глаголы;
 согласовывать числительные с существительным;
 употреблять числительные в разных падежных формах;
 употреблять причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и
страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять
причастия с опорой на образец;
 выстраивать грамматическую связь между словами по типу управленияс опорой
на образец;
 употреблять предлоги как средства связи между словами;
 изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе
словосочетания и предложения, при необходимости использовать алгоритм правила;
16

 распознавать часто употребляемые в речи фразеологизмы, правильно понимать их
значение и употреблять в речевой практике;
 применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановказнаков
препинания в предложениях с причастным оборотом).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Обучающийся научится и будет (сможет):
 формулировать собственное связное высказывание при объяснении выбора ответа
с опорой на образец (с опорой на письменный текст);
 устно составлять связный текст повествовательного и описательного характера на
заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по предварительно составленному
плану);
 разделять текст на абзацы на основе выделения его смысловых частей, уметь
определять их количество;
 уметь определять и формулировать тему и микротемы текста с помощьюпедагога;
 пересказывать повествовательные и описательные тексты объемом не менее 100
слов с опорой на предварительно составленный план;
 уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя
смысловую целостность, речевую связность по предварительно составленному плану;
 уметь использовать приемы сжатия текста (сокращение текста из 4предложений
до 2);
 поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материалаи на основе
полученных знаний объемом не менее 3 реплик;
 выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением
пройденных в 6 классе орфоэпических правил.
2.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых
заданий.
2.6. Учебно-методическое обеспечение.
Материально – технические средства обучения:
1. Доска –1 шт.
2. Ноутбук – 1 шт.
3. МФУ – 1 шт.
4. Логопедический стол с зеркалом – 2 шт.
5. Парты, стулья.
6. Шкафы для методических пособий и литературы.
7. Стол учительский.
Учебно-методические пособия:
1. Пособия для развития моторики пальцев рук.
2. Набор букв.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Набор тематических картинок для развития лексики и грамматического строя речи.

5.Конспекты занятий.
6. Сюжетные картинки и серия сюжетных картинок для составления рассказов.
7. Индивидуальная тетрадь.
17

8. Методическая и учебная литература.

Учебно-методические пособия
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.

В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.
–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.–М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).
4. Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Составслова. Екатеринбург,
2005.
5. Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихсяначальных классов: М.:
Просвещение, 1991. –224 с.
6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .
7. Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова –
неприятели». Ярославль, 2001.
8. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.
9. Мазанова
Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект
пособий).М.,2007.
10. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.:
Литера, 2004. – 32 с.
11. Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:
Астрель, 2004. – 268 с.
12. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
13. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у
школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей,
логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.
Интернет – ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/
2.Психологический центр "Адалин"http://adalin.mospsy.ru/
3.Портал "Логопеды"http://logopedy.ru/portal/
4.Логопункт.http://www.logopunkt.ru/
5.Логопед.http://www.logoped.ru/index.htm/
6.Логопедияhttp://logopediya.com/
7.Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/
8.Логобургhttp://logoburg.com

18

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
с обучающимися с ЗПР (6 класс)
Дата
По плану Фактиче
ски

Тематические блоки, темы

Содержание работы

Основные виды деятельности
обучающихся

Фронтальное обследование письменной речи.
Углубленное обследование учащихся.
Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороныречи. Фонетика, орфоэпия, графика» 8ч.
Совершенствование
фонетико- Различение смешиваемых звуков и
фонематической
стороны
речи букв (закрепление).
(фонетика, орфоэпия, графика).

1
2

Совершенствование
фонетикофонематической
стороны
речи
(фонетика, орфоэпия, графика).

3
4

Совершенствование
фонетикофонематической
стороны
речи
(фонетика, орфоэпия, графика).

5
6

Совершенствование
фонетикофонематической
стороны
речи
(фонетика, орфоэпия, графика).

7
8
Модуль «Обогащение

и

активизация

словарного

Отрабатывать и контролировать
правильность
произношения,
минимизируя недостатки в устной
речи.
различать
и
Различение гласных в корне Самостоятельно
характеризовать
звуки
речи.
(повторение).
Проводить
фонетический
и
орфографический
анализ
слов.
Различение гласных в приставках Использовать знания по фонетике и
графике, орфоэпии в практике
(повторение).
произношения и правописания (в том
числе нормы правописания ь в
глагола
повелительного
Практикум
по
развитию формах
наклонения). Выразительно читать с
произношения и навыков чтения.
соблюдением орфоэпических норм,
исключая
или
минимизируя
специфические ошибки.

запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» 10ч.

9

19

10

11
12
13
14
15
16
17
18

Обогащение
и
активизация
словарного запаса.
Формирование
навыков
словообразования. Морфемика.
Обогащение
и
активизация
словарного запаса. Формирование
навыков
словообразования.
Морфемика.
Обогащение
и
активизация
словарного запаса. Формирование
навыков
словообразования.
Морфемика.
Обогащение
и
активизация
словарного запаса. Формирование
навыков
словообразования.
Морфемика.
Обогащение
и
активизация
словарного запаса.
Формирование
навыков
словообразования. Морфемика.

Словообразование
различных Различать виды морфем в слове
частей речи (в рамках изученного (формообразующие и
программного материала 6 класса). словообразовательные). Определять
способы
словообразования
(приставочный,
суффиксальный,
Различение морфем в слове.
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение, переход
изодной части речи в другую).
Различение букв о – а в корнях - Применять знания по морфемике и
словообразованию при выполнении
кос- / -кас.
различных видов языкового анализа и
в практике правописания сложных и
Различение букв е – и в приставках сложносокращенных слов. Различать
изученные способысловообразования
пре–при.
слов.
Составлять
словообразовательные
пары
и
Употребление в речи сложных и словообразовательные цепочки слов
по
образцу.
Характеризовать
сложносокращенных слов.
особенности словообразования имен
существительных. Соблюдать нормы
произношения, постановки ударения
(в
рамках
изученного),
словоизменения
имен
существительных.
Различать
и
характеризовать
особенности
словообразования
имен
прилагательных. Соблюдать нормы
произношения имен прилагательных,
нормы
ударения
(в
рамках
изученного). Соблюдать на письме
орфографические
правила:
правописания -н- и -нн- в именах
20

прилагательных, суффиксов -к- и -скимен прилагательных, сложных имен
прилагательных. Соблюдать нормы
правописания корня с чередованием
а//о -кос- \ -кас-, гласных в приставках
пре- и при- и др.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» 16ч.
19 Коррекция и развитие лексикоСогласование имен
грамматической
стороны
речи. прилагательных и глаголов
Морфология.
прошедшем
времени
20
существительными.
21
22
23
24
25
26
27

Активно использовать различные
в части речи, в том числе числительные
с и причастия.
Употреблять несклоняемые имена
существительные.
Согласовывать
Коррекция и развитие лексикоРазличение
и
употребление имена прилагательные и глаголы в
прошедшем
времени
с
грамматической
стороны
речи. качественных, относительных и
притяжательных
имен существительными общего рода, с
Морфология.
существительными,
имеющими
прилагательных.
форму только множественного или
Коррекция и развитие лексикоУпотребление несклоняемых имен только единственного числа; с
несклоняемыми существительными,
грамматической
стороны
речи. существительных в речи.
со сложносокращенными словами.
Морфология.
Различать
качественные,
относительные и притяжательные
прилагательные,
степени
Коррекция и развитие лексикоРазличение
и
употребление имена
качественных
имен
грамматической
стороны
речи. глаголов
в
изъявительном, сравнения
прилагательных.
Различать
и
условном
и
повелительном
Морфология.
употреблять
глаголы
в
наклонении.
изъявительном,
условном
и
повелительном
наклонении;
Коррекция и развитие лексикоразличать безличные и личные

21

глаголы.
Согласовывать
числительные ссуществительным;
Употреблять числительные в разных
падежных
формах.
Употреблять
29
причастия настоящего и прошедшего
времени,
действительные
и
30
страдательные причастия, полные и
краткие
формы
страдательных
причастий;
склонять
причастия.
31 Коррекция и развитие лексикоУпотребление
предлогов
как
Выстраивать грамматическую связь
грамматической
стороны
речи. средства связи между словами.
между словами по типу управления с
Морфология.
32
опорой на образец. Употреблять
предлоги как средства связи между
33 Коррекция и развитие лексикоПонимание и использование в речи словами;
Изменять грамматическую форму
грамматической
стороны
речи. фразеологизмов.
слов в зависимости от ее значения в
Морфология.
34
составе
словосочетания
и
предложения, при необходимости
использовать алгоритмправила.
Распознавать часто употребляемые в
речи фразеологизмы, правильно
понимать их значение и употреблять в
речевой практике.
Применять знания по синтаксису и
пунктуации (в том числе постановка
знаков препинания в предложениях с
причастным оборотом).
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» 26ч.
28

35
36

грамматической

стороны

речи. Различение
и
употребление
числительных в разных падежных
Морфология.
формах.
Коррекция и развитие лексикоУпотребление
и
различение
грамматической
стороны
речи. причастий в речи.
Морфология.

Работа с текстом (деление текстана Формулировать собственное связное
абзацы на основе выделения его высказывание
при
объяснении
22

37

38
39
40
41

Коррекция и развитие связной речи.
Коммуникация
(говорение,
аудирование, чтение, письмо)
Коррекция и развитие связной речи.
Коммуникация
(говорение,
аудирование, чтение, письмо)

смысловых частей, определение и
формулирование
темы
и
микротем).
Составление
связного
повествовательного рассказа на
заданную тему (по предварительно
составленномуплану).
Коррекция и развитие связной речи. Работа с
Коммуникация
(говорение, деформированным текстом.
аудирование, чтение, письмо)

42
43
44
45
46
47
48
49

Коррекция и развитие связной речи. Составление
связного
Коммуникация
(говорение, описательного
рассказа
на
аудирование, чтение, письмо)
заданную тему (по
предварительно
составленному
плану).
Коррекция и развитие связной речи. Пересказ
повествовательного
Коммуникация
(говорение, текста.
аудирование, чтение, письмо)

50
51
52
53

Коррекция и развитие связной речи. Пересказ описательного текста
Коммуникация
(говорение, (объемом не менее 100 слов, с
аудирование, чтение, письмо)
опорой
на
предварительно
составленный план).

выбора ответа с опорой на образец (с
опорой написьменный текст).
Устно составлять связный текст
повествовательного и описательного
характера на заданную тему с
соблюдением орфоэпических норм
(по предварительно составленному
плану). Разделять текст на абзацы на
основе выделения его смысловых
частей,
уметь
определять
их
количество;
Определять
и
формулировать тему и микротемы
текста
с
помощью
педагога.
Пересказывать повествовательные и
описательные тексты объемом не
менее 100 слов с опорой на
предварительно составленный план.
Уметь письменно последовательно
излагать
прослушанный
текст,
сохраняя смысловую целостность,
речевую связность по предварительно
составленному плану.
Применять приемы сжатия текста
(сокращение текста из 4 предложений
до 2).
Поддерживать диалог на заданную
тему в рамках изученного материала и
на основе полученных знаний
объемомне менее 3 реплик.

54

23

Пересказ текста с использованием Выразительно читать стихотворные и
приемов
сжатия (сокращение прозаические тексты с соблюдением
56
текста из 4 предложений до 2).
пройденных
в
6
классе
57
Диалог назаданную тему (в рамках орфоэпическихправил.
изученного материала и на основе
58
полученных знаний, объемом не
менее 3 реплик).
59 Коррекция и развитие связной речи. Деловое
письмо
(текст
Коммуникация
(говорение, объявления).
60
аудирование, чтение, письмо)
Диагностический модуль (с 15 мая)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ.
Оценка динамики работы с обучающимися. Количественный и качественный анализ ошибок.
Подведение итогов работы за год.
55

Коррекция и развитие связной речи.
Коммуникация
(говорение,
аудирование, чтение, письмо)
Коррекция и развитие связной речи.
Коммуникация
(говорение,
аудирование, чтение, письмо)

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».