Адаптированная рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями Психокоррекционные дефектологические занятия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования Тверской области
Отдел образования Кесовогорского МО
МБОУ Лисковская СОШ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________

Быкова Н.А

Карасёва И.Ю Приказ №71
от «01» 09.2025 г.
Протокол педсовета №1
от «26» 08.2025 г.

Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1)
Уровень основного общего образования (8 класс)
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)»

Лисково 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса составлена для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи
учителя дефектолога.
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологическая
коррекция» (далее Рабочая программа) для обучающихся с
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 составлена на основе:
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599; с учётом Федеральной
адаптированной образовательной программы (интеллектуальными
нарушениями) (приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1026.)
Реализуется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК). Рабочая программа (вариант 1) предполагает работу с
обучающимся с л (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Содержание программы определено с учетом дидактических
принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают
особую значимость: от простого к сложному, систематичность,
доступность и повторяемость материала. Основная цель программы –
максимальная коррекция недостатков познавательных и
эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций
обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания
оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его
свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное
представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной
социализации его в обществе.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей
профилактики и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов
работы дефектолога в соответствии с программным содержанием. 3.
Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом
возможностей школьников.
Общая характеристика коррекционного курса
В современном обществе идет тенденция к интеграции детей с
какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся

детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.
Содержание программного материала учитывает общие принципы
воспитания и обучения: научность, системность, доступность,
концентричность изложения материала, повторяемость, единство
требований к построению системы воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Методической основой коррекционно-развивающего обучения
является личностно- центрированный подход к организации
деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками. В программе
предоставлены коррекционные занятия, которые направлены на
компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов
предшествующего обучения, нормализацию и совершенствование
учебной деятельности, повышение работоспособности, активной
познавательной деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к
нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него
позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает
чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Периодичность коррекционных занятий 1 раза в неделю.
Продолжительность занятия, 40 минут. Часовая нагрузка: 34 часа (1 час
в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса. Результаты освоения коррекционного курса обучающимися с
интеллектуальными нарушениями оцениваются как итоговые на конец
каждого учебного года. Освоение обучающимися коррекционного
курса предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных. В структуре планируемых результатов
ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку
именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования ― введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные
результаты освоения образования включают индивидуально
личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения коррекционного курса
относятся: 1) развитие адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2)
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 4)

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности; 7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических
чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения коррекционного курса
обучающихся с (интеллектуальными нарушениями) не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося
в следующий класс, но рассматриваются при оценке динамики в
освоении программного материала, о правильности выбранного
учебного маршрута. Программа определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным направлениям не является
препятствием к получению ими коррекционной помощи по этому
варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с
согласия родителей (законных представителей) организация может
перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Положительным результатом служит стойкая положительная динамика
в познавательном и речевом развитии детей, заметные улучшения в
формировании волевой регуляции и произвольной деятельности,
навыков контроля и самоконтроля, умение общаться и сотрудничать.
Данные диагностического исследования фиксируются в заключении
специалиста.
Содержание коррекционного курса.
Первоначально на начало учебного года учителем-дефектологом
формируется список детей, которым ПМПК рекомендованы занятия со
специалистом. Часть детей это вновь прибывшие в школу, это как
правило ученики новые, а вторая часть — это дети, которые будут

посещать занятия дефектолога повторно. На начальном этапе работы
проводится обследование учащихся с позиции системного подхода.
Устанавливаются затруднения учащихся, то есть проводится
психолого-педагогическая дифференциация учащихся на группы по
возможностям обучения и развития для проведения коррекционных
занятий в соответствии с предложенным курсом. Данной программой
предусмотрена система коррекционно- развивающего обучения, где
игры и упражнения подобраны таким образом, что её задачи
реализуются по нескольким направлениям работы на каждом занятии.
В процессе занятий используются элементы артикуляционной
гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковые гимнастики. При
комплектовании коррекционной группы учитывается наличие
сенсорных навыков и умений, определяется уровень сенсорного и
психомоторного развития (первичные и вторичные затруднения, их
причины). Совместно с учителем анализируются особенности
овладения учебными умениями и навыками, необходимые для
прохождения программного материала.. На каждое занятие
подбирается лексический материал в соответствии с темой, предметно
практические задания, коррекционные упражнения. Коррекционные
упражнения: пальчиковая гимнастика, способствующая развитию
подвижности и гибкости кистей рук, упражнения на развитие внимания
(концентрацию, распределение, переключаемость), так как от
способности ребенка к произвольной деятельности зависит результат
всей его работы, задания на коррекцию и развитие памяти, всех ее
видов и свойств, упражнения на развитие восприятия формы, размера,
цвета предметов, пространственных отношений и временных
представлений, графические упражнения (обводки по точкам,
шаблонам, трафаретам, штриховки, рисунки по инструкции) и другие
задания на коррекцию и развитие операций мышления (анализа,
синтеза, обобщения, установления логических связей между
предметами и явлениями). Занятия имеют коррекционно-развивающую
и предметную направленность. На подгрупповом занятии обязательно
проводится физкультминутка. Все задания направлены на закрепление
и расширение знаний, полученных во время изучения учебных
предметов. Следуя принципу динамичности восприятия, с каждым
занятием задания усложняются, увеличивается объем материала,
предлагаемого для восприятия и запоминания. Использование
адаптированных к школьным предметам методик, позволяет
обучающимся глубже усвоить содержание материала, а педагогу
выяснить, как ученики могут перенести полученный на уроках опыт в
новые условия. На индивидуальном занятии учитель - дефектолог
имеет возможность уточнить, отработать или закрепить с ребёнком

знания, умения, навыки, в которых на его взгляд обучающийся
недостаточно проявил себя. Выбор материала, здесь, строго
индивидуален. При планировании занятий учитывается тема,
поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые
помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и
заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы
познавательную деятельность. Используемый материал строится по
концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя
изученные темы
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение,
беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной
недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с
этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является
образцом для учащихся: необходимость четкого произношения,
правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность
темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас,
способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной
школы. Устное изложение материала сочетается с наглядными и
практическими упражнениями. В качестве практических заданий
используются развивающие материалы из набора «Монтессори»,
посредством взаимодействия с которыми у детей развивается
моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное
развитие. Для более полного усвоения детьми учебного материала,
применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как
зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в
памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения;
широко используются ИКТ: компьютер. Одним из главных условий
достижения положительного результата является опора на чувственное
познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на
занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную
жизнь. Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять
специальные развивающие упражнения, является возможность
проведения с их помощью эффективной диагностики
интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными
возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике
заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения
принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой
для целенаправленного планирования индивидуальной работы. В
начале каждого занятия в организационный момент включаются
специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие
высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов

памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения);
внимания; мышления Эти упражнения помогают детям сразу
включиться в активную познавательную деятельность и создают
положительную мотивационную установку. Это могут быть
«пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед
выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для
младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен
показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать
качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.
Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на
скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на
положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен
быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех
возможен. Использование развивающих игр и упражнений оказывает
благотворное влияние на развитие не только познавательной
деятельности, но также носит личностно-ориентированную
направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться
детям в социуме.

Календарно – тематическое планирование 8 класс (34 ч)
№ Наименование
п\п Раздела. Темы
Входная
1
диагностика
познавательных
процессов (4 ч)

Кол-во
часов
1

2

1

3

1

4

1

5

5 Коррекция,
1
развитие восприятия
(2 ч)

6

1

Виды деятельности
Диагностика развития
восприятия: Оценка
зрительного восприятия
(Методика «Узнавание
реалистических изображений» А.Р. Лурия, «Узнавание
перечеркнутых изображений»,
«Узнавание наложенных
изображений»)
Диагностика развития
внимания:  Диагностика
устойчивости и произвольности
внимания (таблицы Шульте,
методика «Исправь ошибки») 
Исследование переключения и
концентрации внимания
Диагностика развития памяти: 
Диагностика слуховой памяти
(Методика «10 слов» по А.Р.
Лурия; методика «Запоминание
двух групп слов»). 
Диагностика смысловой памяти
(Методика «Пиктограмма»).
Диагностика развития
мышления:  Диагностика
степени сформированности
мыслительных процессов
(сравнение, обобщение,
классификация, выделение
существенного)
восприятия цвета: Методика
М.Монтессори «Назови
фигуру». Игра
«Геометрические пазлы»
Коррекция и развитие
способности к целостному
восприятию формы предметов:
Учимся определять

7

Коррекция, развитие 1
внимания (4 ч)

8

1

9

1

10

1

11

Коррекция, развитие 1
памяти (7 ч)

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

Коррекция, развитие 1
мышления (5ч)

19

1

Коррекция и развитие
концентрации и устойчивости
внимания: «Игра
«Корректурная проба»; Игра
«Синтез букв и звуков»
Коррекция и развитие
произвольного внимания: Игра
«Слушаем звуки»
Коррекция и развитие
произвольного внимания: Игра
«На одну букву». Игра
«Правая, левая».
Коррекция и развитие
распределения внимания: Игра
«Считай и двигайся»
Изучение законов памяти.
Упражнения для тренировки
памяти: «Логически не
связанный текст».
Изучение законов памяти.
Упражнения для тренировки
памяти: «Пересказ текстов»
Изучение законов памяти.
Упражнения для тренировки
памяти: «Я расскажу, что
видел…
Упражнения, направленные на
развитие способности
устанавливать связи между
элементами материала:
«Сломанный телефон»
Упражнения, направленные на
развитие слуховой памяти:
«Слова – определения»
Упражнения, направленные на
развитие слуховой памяти: «Я
запомнил больше слов
Упражнения для развития
вербальной памяти.
Упражнения на запоминание.
Коррекция, развитие вербально
– логического мышления:
«Составление предложений»
Коррекция и развитие

20

1

21

1

22

1

23

Промежуточная
диагностика (2ч)

24
25

1
1

Обобщающий
материал (6ч)

1

причинного мышления:
преобразование предметов и
слов
Коррекция и развитие
способности к обобщению и
абстрагированию: «Пятый
лишний», «Назови одним
словом»
Установление причинных
связей между событиями
Установление причинных
связей между событиями
Промежуточная диагностика
развития восприятия, внимания
Промежуточная диагностика
развития памяти, мышления.
А ну-ка посчитай

26
27

1
1

28

1

29
30
31

1
1
1

А ну-ка посчитай
Установление причинных
связей между событиями
Установление причинных
связей между событиями
Пересказ текстов
Пересказ текстов
Диагностика внимания

1
1
1

Диагностика памяти
Диагностика восприятия
Диагностика мышления

32
33
34

Заключительная
диагностика(4ч)

Список литературы
1.Учебное пособие Акимовой М.К.\ Козловой В.Т. “Психологическая
коррекция умственного развития школьников”, «Развитие
мыслительных действий с понятиями»,
2 Языканова Развивающие задания 5-9 класс.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».