Отдел образования Кесовогорского муниципального округа
МБОУ Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор школы
________________________
________________________
Карасёва И.Ю.
Быкова Н.А.
Педсовет протокол №1
Приказ № 71
от «26» августа 2025 г.
от «01» сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса
для обучающегося по АООП О с ИН с учётом психофизических особенностей
(вариант 1) 5-9 классов.
«Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические) - индивидуальные»
2025-2026 учебный год
Составитель:
Матвеева О.А.,
учитель-логопед
Лисково 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
по
коррекционно-развивающему
курсу
«Логопедические занятия» для обучающихся 5-9 классов с легкой
умственной отсталостью разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года N 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. года № 273 «Об образовании в
Российской
Федерации» и на основе нормативно-правовых документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1 вариант МБОУ Лисковская СОШ;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1 вариант;
- Письмом Министерства образования от октября 2015 г. № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»;
- Примерное положение об оказании логопедической помощи в
организациях,
осуществляемых
образовательную
деятельность
(Распоряжение № Р-75 Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г.).
Логопедическая работа в коррекционной школе-интернате занимает важное
место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка,
направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с
проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной
деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи,
который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики
РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе от 29.12.2012
N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- гуманистический характер образования;
- единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации;
светский характер;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников;
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное
значение для решения практико - ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного
возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им
предметно-практической
деятельности,
способами
и
приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основе разработки программы «Логопедические занятия» также лежат
дифференцированный и деятельностный подходы в соответствии идеологией
ФГОС.
Дифференцированный подход к построению образовательных программ для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательной
программы
обеспечивает
разнообразие
содержания,
предоставляя
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Дифференцированный подход позволяет комплектовать обучающихся в
группы со сходными интеллектуальными и речевыми возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Деятельностный подход строится на признании того, что
развитие
личности
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности (предметнопрактической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний,
умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Методологическими основами
и теоретическими
предпосылками для
создания
данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке
разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и
создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И.
Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского,
А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Учитывая специфику образовательного процесса в МБОУ Л и с к о в с к а я
С О Ш , где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития,
при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и
психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Контингент обучающихся специальной коррекционной школы за последние
годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства
поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития
речи средней степени для которого характерно:
- сложные полиморфные нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и нарушения фонематического
анализа и синтеза;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- бедный искаженный словарный запас;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются
грубые нарушения последовательности событий, искажение сюжета,
эпизодическая забывчивость, трудности выделения главной мысли и
причинно-следственных связей);
- выраженная дислексия и дисграфия;
- специфические речевые недостатки у детей с ТМНР.
Логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в
целом. Процесс логопедической работы должен быть направлен на
формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы также
являются максимальное включение анализаторов и использование
максимальной и разнообразной наглядности.
На занятиях в 5 – 7 классах обязательна работа над безударными гласными,
словообразованием, над предлогами. В 7 – 9 классах большее внимание
уделяется развитию связной устной и письменной речи.
В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с нарушением интеллекта
носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более
длительные сроки.
Также увеличилось количество детей с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, для которых характерно полное отсутствие речи,
поэтому логопедическое воздействие в таких случаях направлено на поиск
способов альтернативной и дополнительной коммуникации.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО
КУРСА
Цель обучения – коррекция дефектов устной и письменной речи
обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности
и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и
закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных
особенностей
учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы,
грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной
речи.
3. Формировать пространственно – временные представления и понятия.
4. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
5. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а
также общей моторики.
6. Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками письма
и чтения.
7. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого
развития детей.
8. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
9. Формировать фразовую и связную речь.
10. Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой
стороне речи, самоконтроля.
11. Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых
умений:
-устойчивости внимания;
-наблюдательности;
-способности к запоминанию;
-способности к переключению;
-навыков и приемов самоконтроля;
-познавательной активности.
С 1 по 15 сентября в каждом классе проходит обследование речи
обучающихся и вновь прибывших детей для определения приоритетных
направлений в коррекционно – логопедической работе на данный учебный
год.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого
нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух
параллельных классов.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию
отводятся часы как до и после уроков, так и во время уроков (чтения,
коррекционных занятий). В последнем случае, если логопедическое занятие
групповое, то учитель-логопед дополнительно к своей программе проходит и
программу соответствующего учебного предмета.
Основной формой являются групповые логопедические занятия (5-9 классы).
На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут, в
случае совмещенного занятия с уроком – 40 минут.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября,
по завершении обследования. Длительность работы зависит от продвижения
обучающихся на этапе постановки звука проводятся индивидуальные
занятия, в дальнейшем дети включаются в групповую работу.
Постановка
звуков
происходит
в
следующей
последовательности:
- уточняются простые звуки, заднеязычные;
- свистящие С, З, Ц;
- шипящий Ш, параллельно сонорный Л;
- шипящий Ж;
- сонорный Р;
- шипящие Ч, Щ.
Автоматизация поставленных звуков в слогах: прямых, обратных, со
стечением согласных. Автоматизация в словах идет в той же
последовательности. Автоматизация в коротких стихах (чистоговорках), в
предложениях и, наконец, в связной речи.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программ по русскому языку, чтению и особенностей речевого
дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос
полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если
используется дидактический материал в соответствии с темой программы,
которая изучается в классе.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ и синтез слов;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- упражнение в грамматических категориях;
- работа над предложением, текстом;
- развитие навыков письма и чтения;
- сопряжение с программой русского языка.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает
повторение материала в каждом классе, на более высоком уровне:
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Обучающиеся, нарушения речи которых исправляются раньше окончания
срока обучения, выпускаются под наблюдение учителя.
Весь курс коррекционно-логопедической работы разделен на 2 этапа.
1 этап: 5 – 7 класс. Восполнение пробелов в развитии лексико –
грамматической стороны речи и связной речи.
2 этап: 7 – 9 класс. Восполнение пробелов в развитии связной речи.
Используются традиционные и современные методы обучения.
Основанные группы методов организации обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- элементы проблемно-поисковых методов.
Для оценки динамики коррекционно-развивающей работы и уровня речевого
развития обучающихся с 15 мая до конца учебного года проводится
повторное логопедическое обследование, результаты заносятся в речевые
карты. Форма контроля – логопедическое обследование.
3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Коррекционно - развивающий курс «Логопедические занятия» относится к
коррекционно-развивающей области АООП 1 варианта и реализуется за счет
часов части формируемой участниками образовательных отношений.
Количество часов
Класс
В неделю
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Итог
2 часа
2 часа
2 часа
1 часа
2 часа
В год
68
68
68
34
68
306
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Освоение
обучающимися
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП, предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
в
культуру,
овладение
ими
социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения коррекционно-развивающего курса
«Логопедические занятия» относятся:
1) сформированность
адекватных
представлений
о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
5)
развитие
этических чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Предметные
результаты
освоения
АООП
включают
освоенные
обучающимися знания и умения. Предметные результаты обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса
«Логопедия» по АООП (вариант 1) для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отражают:
1) представления о значении правильной речи для успешной
жизнедеятельности человека и работоспособности;
2) сформированность устной речи: фонетико-фонематической стороны,
лексико-грамматической и связной речи;
3) сформированность письменной речи и восполнение пробелов в знаниях по
программе русского языка;
4) сформированность способности к коммуницированию. АООП определяет
два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по
этому варианту программы.
Освоение предметных результатов коррекционно-развивающего курса
«Логопедия» в устной речи предполагает, как можно наименьший срок
нормализации всех компонентов языковой системы и рассчитан на 1 учебный
год. В зависимости от индивидуальных особенностей и структуры речевого
дефекта, по результатам контрольного обследования состояния речи в конце
каждого
учебного
года
определяется
необходимость
завершить
коррекционный курс «Логопедия» или продолжить в следующем учебном
году. Таким образом, освоение предметных результатов коррекционноразвивающего курса «Логопедия» в устной речи рассчитано от 1 до 9 лет.
Освоение предметных результатов коррекционно-развивающего курса
«Логопедия» в письменной речи, отражающих коррекцию специфических
ошибок и восполнение пробелов в знаниях по программе русского языка,
также предполагает, как можно наименьший срок нормализации навыков
письменной речи и рассчитано на 1 учебный год. В зависимости от
индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта, по
результатам контрольного обследования состояния речи в конце каждого
учебного года определяется необходимость завершить коррекционный курс
«Логопедия» или продолжить в следующем учебном году. Таким образом,
освоение предметных результатов коррекционно-развивающего курса
«Логопедия» в письменной речи рассчитано от 1 до 5 лет в соответствии с
содержанием программы русского языка.
5 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Устная речь
Артикуляционная моторика приближена к
Артикуляционная моторика сформирована
норме.
в норме.
Воздушная струя целенаправленная.
Воздушная струя целенаправленная.
Мелкая моторика формирована в норме.
Мелкая моторика приближена к норме.
Звукопроизношение чистое.
Звукопроизношение приближена к норме:
Фонематическое восприятие в норме.
допустимо искажение звуков [Р] и [Р’], [Л]
Сформированы фонематические операции
и [Л’], но не замены.
Фонематическое восприятие в норме.
анализа и синтеза, фонематические
Сформированы фонематические операции
представления.
Словарный запас приближен к норме.
анализа и синтеза, фонематические
Сформированность грамматических
представления.
Словарный запас приближен к социальной
категорий.
и бытовой лексике.
Связная речь приближена к норме.
Сформированность грамматических
категорий.
Связная речь приближена к норме.
Отсутствие выраженных нарушений речи.
Коррекция специфических ошибок
Отсутствие специфических ошибок:
Отсутствие специфических ошибок:
- на основе фонетических дефектов устной
- на основе фонетических дефектов устной
речи (артикуляторно-акустического
речи (артикуляторно-акустического
характера);
характера);
- на основе нарушений фонемного
- на основе нарушений фонемного
распознавания (акустического характера);
распознавания (акустического характера);
- на почве нарушений языкового анализа и
- на почве нарушений языкового анализа и
синтеза;
синтеза;
- оптического и моторного характера;
- оптического и моторного характера;
- аграмматического характера.
- аграмматического характера.
Программа русского языка
6 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Устная речь
Артикуляционная моторика приближена к
Артикуляционная моторика сформирована
норме.
в норме.
Воздушная струя целенаправленная.
Воздушная струя целенаправленная.
Мелкая моторика приближена к норме.
Мелкая моторика формирована в норме.
Звукопроизношение приближена к норме:
Звукопроизношение чистое.
допустимо искажение звуков [Р] и [Р’], [Л]
Фонематическое восприятие в норме.
и [Л’], но не замены.
Сформированы фонематические операции
Фонематическое восприятие в норме.
анализа и синтеза, фонематические
Сформированы фонематические операции
представления.
анализа и синтеза, фонематические
Словарный запас приближен к норме.
представления.
Сформированность грамматических
Словарный запас приближен к социальной
категорий.
и бытовой лексике.
Связная речь приближена к норме.
Сформированность грамматических
категорий.
Связная речь приближена к норме.
Отсутствие выраженных нарушений речи.
Коррекция специфических ошибок
Отсутствие специфических ошибок:
Отсутствие специфических ошибок:
- на основе фонетических дефектов устной
- на основе фонетических дефектов устной
речи (артикуляторно-акустического
речи (артикуляторно-акустического
характера);
характера);
- на основе нарушений фонемного
- на основе нарушений фонемного
распознавания (акустического характера);
распознавания (акустического характера);
- на почве нарушений языкового анализа и
- на почве нарушений языкового анализа и
синтеза;
синтеза;
- оптического и моторного характера;
- оптического и моторного характера;
- аграмматического характера.
- аграмматического характера.
Программа русского языка
7 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Устная речь
Артикуляционная моторика приближена к
Артикуляционная моторика сформирована
норме.
в норме.
Воздушная струя целенаправленная.
Воздушная струя целенаправленная.
Мелкая моторика приближена к норме.
Мелкая моторика формирована в норме.
Звукопроизношение приближена к норме:
Звукопроизношение чистое.
допустимо искажение звуков [Р] и [Р’], [Л]
Фонематическое восприятие в норме.
и [Л’], но не замены.
Сформированы фонематические операции
Фонематическое восприятие в норме.
анализа и синтеза, фонематические
Сформированы фонематические операции
представления.
анализа и синтеза, фонематические
Словарный запас приближен к норме.
Сформированность грамматических
представления.
Словарный запас приближен к социальной
категорий.
Связная речь приближена к норме.
и бытовой лексике.
Сформированность грамматических
категорий.
Связная речь приближена к норме.
Отсутствие выраженных нарушений речи.
Коррекция специфических ошибок
Отсутствие специфических ошибок:
Отсутствие специфических ошибок:
- на основе фонетических дефектов устной
- на основе фонетических дефектов устной
речи (артикуляторно-акустического
речи (артикуляторно-акустического
характера);
характера);
- на основе нарушений фонемного
- на основе нарушений фонемного
распознавания (акустического характера);
распознавания (акустического характера);
- на почве нарушений языкового анализа и
- на почве нарушений языкового анализа и
синтеза;
синтеза;
- оптического и моторного характера;
- оптического и моторного характера;
- аграмматического характера.
- аграмматического характера.
Программа русского языка
8 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Устная речь
Артикуляционная моторика приближена к
Артикуляционная моторика сформирована
норме.
в норме.
Воздушная струя целенаправленная.
Воздушная струя целенаправленная.
Мелкая моторика приближена к норме.
Мелкая моторика формирована в норме.
Звукопроизношение приближена к норме:
Звукопроизношение чистое.
допустимо искажение звуков [Р] и [Р’], [Л]
Фонематическое восприятие в норме.
и [Л’], но не замены.
Сформированы фонематические операции
Фонематическое восприятие в норме.
анализа и синтеза, фонематические
Сформированы фонематические операции
представления.
анализа и синтеза, фонематические
Словарный запас приближен к норме.
Сформированность грамматических
представления.
Словарный запас приближен к социальной
категорий.
и бытовой лексике.
Связная речь приближена к норме.
Сформированность грамматических
категорий.
Связная речь приближена к норме.
Отсутствие выраженных нарушений речи.
Коррекция специфических ошибок
Отсутствие специфических ошибок:
Отсутствие специфических ошибок:
- на основе фонетических дефектов устной
- на основе фонетических дефектов устной
речи (артикуляторно-акустического
речи (артикуляторно-акустического
характера);
характера);
- на основе нарушений фонемного
- на основе нарушений фонемного
распознавания (акустического характера);
распознавания (акустического характера);
- на почве нарушений языкового анализа и
- на почве нарушений языкового анализа и
синтеза;
синтеза;
- оптического и моторного характера;
- оптического и моторного характера;
- аграмматического характера.
- аграмматического характера.
Программа русского языка
9 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Устная речь
Артикуляционная моторика приближена к
Артикуляционная моторика сформирована
норме.
в норме.
Воздушная струя целенаправленная.
Воздушная струя целенаправленная.
Мелкая моторика формирована в норме.
Мелкая моторика приближена к норме.
Звукопроизношение чистое.
Звукопроизношение приближена к норме:
Фонематическое восприятие в норме.
допустимо искажение звуков [Р] и [Р’], [Л]
Сформированы фонематические операции
и [Л’], но не замены.
анализа и синтеза, фонематические
Фонематическое восприятие в норме.
Сформированы фонематические операции
представления. Словарный запас приближен
анализа и синтеза, фонематические
к норме.
представления.
Сформированность грамматических
категорий.
Словарный запас приближен к социальной
и бытовой лексике.
Связная речь приближена к норме.
Сформированность грамматических
категорий.
Связная речь приближена к норме.
Отсутствие выраженных нарушений речи.
Коррекция специфических ошибок
Отсутствие специфических ошибок:
Отсутствие специфических ошибок:
- на основе фонетических дефектов устной
- на основе фонетических дефектов устной
речи (артикуляторно-акустического
речи (артикуляторно-акустического
характера);
характера);
- на основе нарушений фонемного
- на основе нарушений фонемного
распознавания (акустического характера);
распознавания (акустического характера);
- на почве нарушений языкового анализа и
- на почве нарушений языкового анализа и
синтеза;
синтеза;
- оптического и моторного характера;
- оптического и моторного характера;
- аграмматического характера.
- аграмматического характера.
Программа русского языка
Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедия» направлена
также на формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных
базовых учебных действий, являющихся элементарными и необходимыми
единицами учебной деятельности, формирование которых обеспечивает
овладение содержанием образования обучающимися с умственной
отсталостью:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (педагог − ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, педагог − класс);
- Ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом;
- Обращаться за помощью и принимать помощь;
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов;
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
- Читать;
- Писать.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
1 ЭТАП: ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЛЕКСИКО –
ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
5 – 7 класс
Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение
гласных, сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение,
безударные гласные. Морфологический состав слова. Корень, окончание.
Суффиксальный и префиксальный способ образования слов. Безударные
гласные в корне. Предлоги. Различение приставок и предлогов. Парные
согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные.
Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков
анализа и синтеза (схемы слов, место звука. Преобразование слов
добавлением слогов, убавлением, заменой букв.). Обогащение и уточнение
словаря за счет сравнения предметов, классификации, установления
элементарных зависимостей, расширение круга имен собственных,
образование родственных слов. Переносное значение слов. Синонимы,
антонимы, многозначность слов.
Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических
признаков, образование одной части речи от другой.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и
распространение предложений. Установление связи между словами в
предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в
предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием слов,
изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по
серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного
текста по вопросам, деформированный текст. Выражение связей и
отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов,
некоторых наречий.
Разнообразные задания по формированию правильного, осознанного и
выразительного чтения. Диалоговая речь. В конце учебного года проходит
проверка письма и техники чтения.
2 ЭТАП: ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ.
7 – 9 классы
Устранение нарушения чтения и письма. Дифференциация смешиваемых
звуков и букв. Закончить формирование сложных форм фонематического
анализа. Логически-поисковые задания. Разнообразные задания по
формированию навыка чтения. Дифференциация приставки и предлога.
Работа над составом слова, безударными гласными, парными согласными
(подбор проверочных).
Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов, наречий. Работа над
предложением.
Составление
и
распространение
предложений.
Распространение однородных членов предложения. Практическое усвоение
составления сложных предложений без союзов и с союзами. Постановка
вопросов к предложению, к определенному слову в предложении, к тексту с
последующей записью.
Связная речь. Работа с более сложным деформированным текстом.
Изложение текста с изменением лица, числа, времени. Продолжение рассказа
по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение с
дополнением последующих и предыдущих событий.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел (класс)
5
6
7
Обследование
4
4
4
первичное
8
2
9
4
Предупреждение нарушений письменной речи
Добукварный период.
Нормализация гласных
звуков, подготовительный
этап.
Букварный период.
Коррекция ФФНР.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Коррекция письменной речи.
Дифференциация гласных
звуков и букв.
Звуко-слоговой анализ и
синтез.
Дифференциация твёрдых
и мягких согласных
согласных.
Дифференциация
согласных по способу
образования и сходным
графемам.
Дифференциация звонких
и глухих согласных.
Обследование
контрольное.
Итого
16
16
16
8
16
6
6
6
3
6
14
14
14
7
14
10
10
10
5
10
14
14
14
7
14
4
4
4
2
4
68
68
68
34
68
Количество часов отведенных на каждый раздел и направление
логопедической работы примерное и может варьироваться в зависимости от
речевых дефектов и степени усвоения материала детьми, а также от
характера речевого развития обучающихся в составе логопедической группы
(изучается при первичном комплексном обследовании и составляется
характеристика речевого развития обучающихся на учебный год).
Тематическое планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий
5 класс Количество часов-68 (2 занятия в неделю)
Тема занятия
Кол-во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки
предложения.
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.
Слоговой анализ и синтез слов.
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.
Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.
Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.
Мягкие согласные звуки перед гласной Е.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'
Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'
Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'
16
17
Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'
Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш
2
2
18
19
20
21
22
23
24
25
1
1
2
1
1
2
2
1
27
28
Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ
Состав слова. Корень слова.
Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.
Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.
Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.
Суффикс, суффиксальный способ образования слов.
Приставка, приставочный способ образования слов.
Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки.
Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным
гласным в корне.
Сомнительные и непроизносимые согласные
Соотнесение предлогов и глагольных приставок
29
30
31
32
33
34
35
36
Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Согласование глаголов с именами существительными в числе.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.
Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.
Управление. Родительный падеж.
1
1
2
1
1
1
1
1
1
26
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
2
2
2
3
2
1
37
38
39
40
41
42
Управление. Дательный падеж.
Управление. Винительный падеж
Управление. Творительный падеж.
Управление. Предложный падеж.
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
43
Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в
контексте.
Однозначные и многозначные слова.
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с
кроссвордами.
Омонимы.
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте.
44
45
46
47
48
1
1
1
1
2
1
Определение лексического значения слов.
1
1
1
1
1
1
49 Синонимы. Подбор синонимов к слову.
50 Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.
51 Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.
1
1
1
6 класс
Количество часов-68 (2 занятия в неделю)
Тема занятия
17
Речь. Предложение. Слово.
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.
Слоговой анализ и синтез слов.
Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
Состав слова. Корень слова.
Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.
Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.
Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.
Суффикс, суффиксальный способ образования слов. Значение суффиксов.
Приставка, приставочный способ образования слов. Значение приставок.
Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки.
Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным
гласным в корне.
Сомнительные и непроизносимые согласные
18
19
Соотнесение предлогов и глагольных приставок.
Слитное написание слов с приставками.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Раздельное написание слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Согласование глаголов с именами существительными в числе.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.
Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.
Управление. Родительный падеж.
Управление. Дательный падеж.
Управление. Винительный падеж
Управление. Творительный падеж.
Управление. Предложный падеж.
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Определение лексического значения слов.
Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в
контексте.
Однозначные и многозначные слова.
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами
Омонимы.
Антонимы. Подбор антонимов к слову.
Нахождение антонимов в тексте.
Синонимы. Подбор синонимов к слову.
Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.
Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение загадок.
Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Нахождение фразеологизмов в
тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте.
Крылатые слова и выражения.
Пословицы и поговорки.
Предложение. Признаки предложения.
Смысловая и интонационная законченность повествовательных,
восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической
форме.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое
оформление предложений.
Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.
Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов,
схемы. Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 класс
Количество часов-68 (2 занятия в неделю)
№ Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Речь. Предложение. Слово.
Имя существительное. Значение имён существительных в речи.
Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Глагол. Изменение глаголов по временам.
Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде.
Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде,
падеже..
Распространение предложений путем включения в него имен прилагательных.
Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение местоимений в речи.
Толкование лексического значения слова. Работа с кроссвордами.
Однозначные и многозначные слова.
Антонимы. Употребление антонимов в тексте.
Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного
повторения слов.
Прямое и переносное значение слова.
Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование
употребления фразеологизма в тексте.
Предложение. Признаки предложения. Различение предложений, разных по
интонации.
Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте предложений,
различных по цели высказывания.
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической
форме.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое
оформление предложений.
Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.
Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.
Составление предложений по картине с использованием опорных слов.
Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов,
схемы. Грамматическое оформление предложений.
Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст.
Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений
на письме.
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтетические упражнения со сложносочиненными
Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
3
2
3
27
28
29
30
31
предложениями.
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций.
Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными
предложениями
Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление
предложений с пропущенными словами.
Работа с деформированными предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
Работа с деформированными предложениями. Редактирование,
грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.
Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему.
Грамматическое оформление предложений. Редактирование анализ
составленных текстов.
8 класс
Количество часов-34 (1 занятия в неделю)
№ Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Речь. Предложение. Слово.
Выделение признаков связного текста. Тема текста.
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Опорные слова.
Восстановление деформированного текста по серии картинок.
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной
мысли текста.
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ
составленных текстов.
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текстаповествования. Схема построения повествовательного текста
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения
описания.
Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема
построения рассуждения
Составление плана текста с обозначенными частями.
Деление текста на части. Работа над планом.
Редактирование текста
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление
предложений (полных ответов на вопросы)
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной
связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим
(знаковым) схемам.
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы,
графические схемы.
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с
3
3
3
3
4
Кол-во
часов
0,5
1
1
1
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1
1
1
1
1
1
1
1,5
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление
плана пересказа.
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность
действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана
рассказа.
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана
рассказа.
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов
повествовательного характера по картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.
Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя планвопросы.
Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера
по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических
(знаковых) схем, вопросов.
Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием
опорных слов.
Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с
элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.
Заключительное занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
9 класс
Количество часов-68 (2 занятия в неделю)
№ Тема занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Речь. Предложение. Слово.
Выделение признаков связного текста. Тема текста.
Текст. Основная мысль текста.
Текст. Опорные слова.
Восстановление деформированного текста по серии картинок.
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной
мысли текста.
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ
составленных текстов.
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текстаповествования. Схема построения повествовательного текста
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения
описания.
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
3
3
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема
построения рассуждения
Составление плана текста с обозначенными частями.
Деление текста на части. Работа над планом.
Редактирование текста
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление
предложений (полных ответов на вопросы)
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной
связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим
(знаковым) схемам.
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы,
графические схемы.
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с
использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление
плана пересказа.
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность
действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана
рассказа.
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана
рассказа.
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов
повествовательного характера по картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.
Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя планвопросы.
Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера
по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических
(знаковых) схем, вопросов.
Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием
опорных слов.
Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с
элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.
Заключительное занятие
3
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1