Отдел образования Администрации Кесовогорского муниципального округа
МБОУ Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР
Директор школы
________________________
________________________
Карасёва И.Ю.
Педсовет протокол №1
Быкова Н.А.
Приказ № 71
от «26» августа 2025 г.
от «01» сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
для обучающегося с задержкой психического развития
1 – 4 классов (вариант 7.1.):
«Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические) - индивидуальные»
2025-2026 учебный год
Составитель:
Матвеева О.А.,
учитель-логопед
Лисково 2025 год
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
Пояснительная записка
Общая характеристика коррекционного курса
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Содержание коррекционного курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 2 класс
2025-2026
3
4
4
5
7
11
13
15
22
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические) - групповые» (далее рабочая программа) разработана на основе
требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования учащихся с ОВЗ (с задержкой психического
развития.) МБОУ «Лисковская СОШ».
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
АООП НОО МБОУ учащихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) «Лисковская
СОШ». Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)»
сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности
обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с сохранным интеллектом, у которых
отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными
навыками (чтения, письма) в виду недоразвития психических процессов: внимания, памяти,
мышления, речевого недоразвития. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание
внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой
группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и
эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их
возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру,
личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство
успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Целью
коррекционного
курса
«Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические) – индивидуальный » является коррекция нарушений устной и письменной
речи, как направления систематической специальной и психолого-педагогической
поддержки развития детей с ОВЗ.
Задачи курса:
1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
2) овладение основами правильного чтения (читать осознанно, правильно, бегло,
выразительно вслух; читать «про себя»);
3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми
для совершенствования их речевой практики.
Структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс направлен на развитие грамотности и культуры чтения.
Учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно
обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии
изученного. У учащихся с ЗПР замедленное, бессознательное чтение, которое не позволяет
максимально извлекать и понимать информацию.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение
определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов
умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности
обучении: произвольной деятельности, внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и
обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений,
пространственной ориентации. Поэтому отличительной особенностью данного
коррекционного курса является его практическая направленность, расходование
значительной части времени на формирование деятельностных компетенций, что нашло
своё отражение в содержании курса.
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной
принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ (с ЗПР) Темы даны в
соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в
условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - групповые» входит в
часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, является
частью коррекционно-развивающей области.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лисковская СОШ», курс
«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - индивидуальные» изучается с 1
по 4 класс (1 класс 1 часа в неделю 33 часов в год, 2-4 класс 1 часу в неделю, 34 часа в год).
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры коррекционного курса соответствуют основным
требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО.
Ценностные
ориентиры
содержания
начального
общего
образования
конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования,
выраженный в Требованиях к результатам освоения ООП. При определении ценностных
ориентиров содержания начального общего образования учитываются национальные,
региональные и этнокультурные особенности России и Тверской области. Ценностные
ориентиры отражают следующие целевые установки системы начального общего
образования:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
– чувства гордости за свою малую родину;
2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3) развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива
и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
5) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам
и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности
за их результаты;
– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих
возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную
жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в
образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития
обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Результаты освоения коррекционного курса:
1) овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов.
2) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для
совершенствования их речевой практики.
4) сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти
самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю:
понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрат адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;
– овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию
как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье;
с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе
внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения коррекционного курса отражают:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической
деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия;
определять и сохранять способ действий;
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности.
6. Содержание коррекционного курса
Формирование
неречевых
психических
функций,
необходимых
для
совершенствования навыка чтения.
Совершенствование восприятия. Развитие избирательности восприятия: цветовая
маркировка букв, слогов, слов, вычеркивание заданных букв из текста; деление на слоги.
Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы.
Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации:
складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.
Совершенствование внимания. Развитие зрительного и слухового внимания:
путешествие по лабиринтам; произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной
громкостью, с различной эмоциональной окраской. Развитие концентрации и устойчивости
внимания: запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;
переписывание бессмысленных слов. Расширение объема внимания: нахождение в рядах букв
целых слов; запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и
предложений; отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку. Совершенствование
памяти. Тренировка зрительной памяти: составление фигур из палочек; запоминание
изображенных предметов, зарисовывание произвольных изображений, чтение и запоминание
предложений разной длины.
Совершенствование мышления. Тренировка способности создавать мыслительный
образ: мысленное представление различных образов и состояний. Тренировка способности
устанавливать логические связи между словами: анализ и установление логичных и нелогичных
ассоциаций. Представление текстов зрительными образами.
Совершенствование эмоционально-волевой сферы. Рисование эмоциональных
состояний. Оценивание ребенком собственной скорости чтения.
Коррекция несовершенного навыка чтения
Развитие языкового анализа и синтеза. Определение границ предложения в тексте без
точек; придумывание предложений с заданным словом. Придумывание предложений по
опорным словам; работа с деформированным предложением. Составление графических схем
предложений и предложений по схемам, определение места заданного слова в предложении.
Выделение гласных из слога, слова; анализ и синтез слогов с помощью фишек, составление
слогов и слов из разрезной азбуки. Определение количества, последовательности звуков в
словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Развитие морфологической системы языка. Упражнения на дифференциацию частей
речи.
Игра
«Кругосветное
путешествие»
(закрепление
категорий
одушевленности-неодушевленности существительных). Практические упражнения по
определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола.
Упражнения, игры на согласование различных частей речи. Подбор 7 родственных слов; игра
«Назови ласково». Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь
слово».
Совершенствование синтаксической структуры речи. Составление двусоставных
предложений по опорным словам, картинкам. Упражнения на распространение предложений.
Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и
подчинительных союзов. Работа со схемами.
Совершенствование лексической стороны речи. Упражнения на подбор глаголов и
прилагательных к существительным (и наоборот). Упражнения на подбор антонимов,
синонимов. Упражнения на подбор названий к тексту (и наоборот).
Совершенствование семантической стороны речи. Ответы на вопросы по прочитанному
тексту; подбор картинок. Работа с деформированными текстами. Пересказ. Придумывание
начала и конца к тексту.
Совершенствование навыка чтения. Обучение технике чтения (способ, темп, четкая
дикция, правильность, выразительность). Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением
согласных). Чтение слов различной буквенной наполняемости. Чтение «лесенок» и
«пирамидок». Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир». Чтение с «окошечком»,
«решеткой». Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения:
чтение чистоговорок. Чтение скороговорок, слов одинаковой и различной структуры. Чтение
несуразиц. Чтение слов и предложений с использованием различных методических приемов для
увеличения скорости чтения. Развитие навыка правильной расстановки логического ударения.
Чтение индивидуальное и по ролям. Выработка правильной интонации, соблюдение логических
пауз.
Коррекция письма
Работа над развитием мелкой моторики пальцев и свободы движения рук при
выполнении письменных заданий. Списывание с комментированием. Списывание.
Объяснительный диктант. Самодиктант. Диктант по памяти.
7. Тематическое планирование
№
Разделы
п/п
Количество часов
1 класс
2класс
3класс
4 класс
1
Диагностика учащихся
1
1
1
1
2
Коррекция устной и письменной речи
31
32
32
32
3
Диагностика учащихся
1
1
1
1
итого
33
34
34
34
1 класс
№ Тема и содержание уроков КолВид
во часов обучающегося.
деятельности
Диагностический этап
1. 1
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
2. 2
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
Коррекция устной и письменной речи
3. 3
Уточнение
возможностей
Правила речи.
речевых
детей.
1
1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик»,
«Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и
т.п.
2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
3. Скороговорки.
4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь
героев).
5. «Определи с какой интонацией сказана
фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».
1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки
кухни» и т.п.
2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос
подает?» (животные), «Звуки природы».
1.Упражнение «Сделать трубочку»
2.Упражнение «Открыть широко рот»
3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и
внизу
4. 4
В мире звуков. Звуки
окружающего мира.
1
5. 5
Комплекс общих
упражнений для развития
артикуляционных
органов
1
6. 6
Упражнения для дыхания
1
1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и
медленно выдыхают, помогая руками (шарик
надувается).
2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой,
идет направленная струя воздуха.
3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть
выдвинут вперед и широкий лежит на нижней
губе. Посередине образуется желобок.
Воздух идет через желобок, прикрытый
верхней губой.
7. 7
Гuмнacтикa
мимикo-аpmuкуляторных
мышц
1
Силовая гимнастика :
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности
удерживая губами воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные
трубки; при дыхании воздух проходит по
обоим углам рта - сразу или поочередно.
8. 8
Звуки речи.
Дифференциация
1
1.«Что звучало?»
2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».
9. 9
10. 10
понятий «речевые» и
«неречевые» звуки.
Ознакомление с органами
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная
гимнастика.
Дыхание. Дыхательная
гимнастика.
Голосообразование.
Голосовая гимнастика.
1
1. Работа с зеркалами и логопедическими
профилями.
2. Артикуляционные упражне-ния.
1
1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики»,
«Кто дальше?».
2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот»,
«Рот - нос», «Рот - рот».
3. Дыхание с задержкой под счет.
4. Дыхательно-голосовые упражнения с
модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В
лесу!».
1. Ходьба и маршировка в различных
направлениях.
Игры с передвижением под музыку.
2. Игры с мячом.
3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга»,
«Умные движения», «Ленивые восьмерки»,
«Перекрестные движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика с предметами.
3. Игры и задания с различны-ми предметами
(мозаика, шнуровка, счётные палочки,
спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и
т.д.)
1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм»,
«Где позвонили?».
2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
3. «Назови слово» (на заданный звук),
«Отгадай звук», «Найди место звука в
слове».
4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3
слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори
и добавь».
11. 11
Общая моторика. Речь с
движением.
1
12. 12
Мелкая моторика.
Пальчиковая гимнастика.
1
13. 13
Слуховое восприятие и
внимание.
Фонематический слух.
Вербальная память.
1
14. 14
Зрительное восприятие,
внимание и память.
Логическое мышление.
1
15. 15
Зрительно-пространствен
ные и временные
представления.
Зрительно-моторная
координация.
Графические упражнения.
1
1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру»,
«На что похоже?» и т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и т.п.
3. Игры и упражнения с сериями картинок,
лото и т.п.
1. Рисование бордюров, узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя рядом),
«Сделай как я» (стоя напротив).
4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра»,
«Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что
потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие игры с
карандашом.
16. 16
Предложение
1
17. 17
Звуки и буквы
1
18. 18
Гласные и согласные
1
19. 19
Звуко-буквенный анализ
и синтез. Слоговой
анализ и синтез.
Ударение.
Согласные.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных
Различение звонких глухих согласных звуков
1
22. 22
Различение шипящих –
свистящих звуков
1
23. 23
Различение аффрикат
1
24. 24
Различение соноров
1
25. 25
Состав слова.
Словообразование
1
26. 26
Словоизменение.
Согласование слов
1
27. 27
Предлоги
1
28. 28
Дифференциация
предлогов и приставок.
1
29. 29
Предложение
1
30. 30
Предложение
1
31. 31
Текст
1
20. 20
21. 21
1
1
Упражнение в выделении главных слов в
предложении. Упражнение в выделении
предложений из рассказа.
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и
буквы.
Упражнения: понятие «слог»;
слогообразующая роль гласного;
звуко-буквенный анализ и синтез
односложных слов.
Тренировочные упражнения на различение
твердых и мягких согласных.
Упражнение в различении звуков в слогах,
словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах,
словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах,
словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах,
словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Тренировочные упражнения в подборе
родственных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка
подбора родственных слов
Тренировочные упражнения в подборе
родственных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка
подбора родственных слов
Тренировочные упражнения в выделении
предлогов.
Тренировочные упражнения в выделении
предлогов и приставок их применение на
письме.
Упражнение в употреблении образных слов
при описании предмета.
Упражнения в выделении главных слов в
предложении и постановке вопросов к ним.
Упражнение в употреблении образных слов
при описании предмета.
Упражнения в выделении главных слов в
предложении и постановке вопросов к ним.
Упражнение в составлении плана изложения.
Упражнение в самостоятельном составлении
плана изложения.
Диагностический этап
32. 32
Диагностика устной и
письменной речи.
Уровень подготовки к
школе
33. 33 Диагностика устной и
письменной речи.
Уровень подготовки к
школе
34.
Итого
0,5
Индивидуальная диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
33
2 класс
№ Тема и содержание уроков
Кол- Вид деятельности обучающегося.
во
часов
Диагностический этап
1. 1
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
2. 2
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
Коррекция устной и письменной речи
3. 3
Речь и предложение.
1
Упражнение в составлении предложений.
4. 4
Предложение и слово.
1
5. 5
Грамматическая основа
предложения.
1
Связь
слов
в
предложении.
Дифференциация понятий «слово» «предложение».
Упражнение в выделении главных слов в
предложении.
6. 6
Упражнение в выделении
предложений из рассказа.
1
Упражнение в выделении предложении в
рассказе.
7. 7
Звуки и буквы. Алфавит.
1
Разрезные азбуки, схемы слов
8. 8
Гласные звуки и буквы.
1
Разрезные азбуки, схемы слов
9. 9
Согласные звуки и буквы.
1
Разрезные азбуки, схемы слов
10. 10
Понятие «слог».
1
11. 11
Звуко-буквенный анализ и
синтез односложных слов.
1
Упражнения «Слогообразующая роль
гласного.»
Задания и игры по звуко-буквенному
анализу слов
12. 12
Слоговой и звуко-буквенный
анализ и синтез двухсложных
слов со слогом, состоящим из
одного гласного. Ударение.
Перенос слов.
1
Игры с звуковыми кубиками, составление
схем
13. 13
Слоговой и звуко-буквенный
анализ и синтез трехсложных
слов со слогом, состоящим из
одного гласного. Ударение.
Перенос слов.
1
Игры с звуковыми кубиками, составление
схем
14. 14
Слоговой и звуко-буквенный
анализ и синтез
четырехсложных слов.
Ударение. Перенос слов.
1
Игры с звуковыми кубиками, составление
схем
15. 15
Слоговой и звуко-буквенный
анализ и синтез слов различной
слоговой структуры. Ударение.
Перенос слов.
2
Игры с звуковыми кубиками, составление
схем
16. 16
Гласные I и II ряда. Твердые и
мягкие согласные перед
гласными I и II ряда. Первый
способ обозначения мягкости.
1
Игры с звуковыми кубиками, составление
схем Тренировочные упражнения на
различение твердых и мягких согласных.
17. 17
Твердые и мягкие согласные
перед гласными I и II ряда.
1
Игры с звуковыми кубиками, составление
схем Тренировочные упражнения на
различение твердых и мягких согласных.
18. 18
Твердые и мягкие согласные
1
перед гласными «ы – и». «а - я».
19. 19
Твердые и мягкие согласные
1
перед гласными «о - ё». «у – ю».
Тренировочные
упражнения
на
закрепление материала по пройденной
теме.
Тренировочные упражнения на
закрепление материала по пройденной
теме.
20. 20
Дифференциация гласных «о у», «ё-ю».
1
Тренировочные упражнения на
закрепление материала по пройденной
теме.
21. 21
Дифференциация гласных
второго ряда.
1
Тренировочные упражнения на
закрепление материала по пройденной
теме.
22. 22
Мягкий знак как способ
обозначения мягкости
согласных (в конце слов).
Второй способ обозначения
мягкости.
1,5
Тренировочные упражнения на
закрепление материала по пройденной
теме.
23. 23
Разделительный мягкий знак.
1,5
Тренировочные упражнения на
закрепление материала по пройденной
теме.
24. 24
Звуки [б], [б]׳, буква «Б». Звуки
[п], [п]׳, буква «П».
1
Упражнение в различении [Б] - [П] в
слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.
25. 25
Звуки [в], [в]׳, буква «В». Звуки
[Ф], [Ф]׳, буква «Ф».
1
26. 26
Звуки [г], [г]׳, буква «Г». Звуки
[к], [к]׳, буква «К».
1
27. 27
Звуки [х], [х]׳, буква «Х».
1
28. 28
Звуки [д], [д]׳, буква «Д». Звуки
[т], [т]׳, буква «Т».
1
29. 29
Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш],
буква «Ш». Звуки [с], [с]׳, буква
«С».
1
Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] [С] -[З в устной и письменной речи.
30. 30
Звуки [р], [р]׳, буква «Р». Звуки
[л], [л]׳, буква «Л».
1
Различение [Р] - [Л] в устной и письменной
речи.
31. 31
Закрепление и уточнение знаний 1
по пройденной теме. Проверочная
работа.
32. 32
Итоговый диктант.
Упражнение в различении [В] - [Ф] в
слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Различение звонких и глухих [Г] - [К] в
устной и письменной речи.
Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и
письменной речи.
Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в
устной и письменной речи.
Игры, ребусы, пиктограммы
1
Диагностика устной и письменной речи
33. 33
Диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
34. 34
Диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
35.
Итого
34
3 класс
№ Тема и содержание уроков
Кол- Вид деятельности обучающегося.
во
часов
Диагностический этап
1. 1
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
2. 2
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
Коррекция устной и письменной речи
3. 3
Речь и предложение.
1
Упражнение в составлении предложений.
4. 4
Предложение и слово. Связь
слов в предложении.
Дифференциация понятий
«слово» - «предложение».
1
Упражнение в составлении предложений.
5. 5
Грамматическая основа
предложения.
1
Упражнение в выделении главных слов в
предложении.
6. 6
Рассказ
1
7. 7
Слово. Смысловое значение
слова.
Образные слова и выражения в
нашей речи.
1
1
Упражнение в употреблении образных слов
при описании предмета.
9. 9
Синонимы.
1
10. 10
Антонимы.
1
11. 11
Омонимы.
1
12. 12
Многозначные слова.
1
Игра «Слова-приятели»: близкие по
смыслу, но разные слова (корни).
Игра «Слова-неприятели» которые имеют
противоположное значение.
Игра «Слова-близнецы» которые звучат
одинаково, но имеют разный смысл.
Игры со словами, отгадывание загадок.
Слова, которые имеют прямое и переносное
значение.
13. 13
Составление предложений из
данных слов.
1
14. 14
Работа с деформированными
предложениями.
1
Упражнения в выделении второстепенных
членов предложения и постановке вопросов
к ним.
Работа со схемами, сюжетными картинками
15. 15
Составление предложений по
опорным словам.
2
Карточки с опорными словами
16. 16
Родственные слова. Корень
слова.
1
Тренировочные упражнения в подборе
родственных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка
подбора родственных слов
Упражнение в формировании навыка в
выделении корня слова.
8. 8
17 Однокоренные слова.
Тренировочные упражнения в
подборе однокоренных слов и
выделении корня
1,5
17. 18
Родственные слова и слова с
омонимичными корнями.
1,5
18. 19
Сложные слова – слова,
имеющие в составе два корня и
соединительную гласную "о"
или "е" между ними.
1
20 Общее понятие о приставках
и употреблении их в речи.
1
19. 21
Приставки пространственного
значения. Приставки
временного значения.
1
20. 22
Многозначные приставки.
Приставки, сходные по
буквенному составу.
1,5
Упражнение в выделении предложений из
рассказа.
Работа со словарем
Упражнение
на
дифференциацию
родственных слов и слов с омонимичными
корнями.
Упражнение в формировании предпосылок
к усвоению темы «Безударные гласные».
Тренировочные упражнения на выделение
корней и соединительной гласной в
сложных словах.
Тренировочные упражнения в выделении
приставок. Упражнение в образовании слов
с приставками и употребление их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении
приставок. Упражнение в образовании слов
с приставками и употребление их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении
приставок. Упражнение в образовании слов
с приставками и употребление их в речи.
21. 23
24
Разделительный твердый знак.
1,5
Разделительный мягкий знак.
1
Упражнение
в
написании
слов
с
разделительным твердым знаком.
Упражнение
в
написании
слов
с
разделительным мягким знаком.
Тренировочные упражнения в выделении
суффиксов. Упражнение в образовании слов
с суффиксами и употребление их в речи.
Суффиксы, указывающие на величину
предметов, уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Тренировочные упражнения в выделении
суффиксов. Упражнение в образовании слов
с суффиксами и употребление их в речи.
Суффиксы, указывающие на величину
предметов, уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Морфологический
состав
слова.
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения в выделении окончаний.
22. 25
Общее понятие о суффиксах и 1
употреблении их в речи.
23. 26
Суффиксы профессий. Суффикс 1
прилагательных. Правописание
суффиксов в глаголах
прошедшего времени.
24. 27
Окончание. Общее понятие об
окончании и употреблении их
в речи.
1
25. 28
Употребление имен
существительных в форме
единственного и
множественного числа, в
косвенных падежах.
1
26. 29
Согласование прилагательных и 1
существительных в роде и
числе.
27. 30
Согласование глагола и
существительного в числе, в
роде, во времени.
1
Тренировочные
упражнения
в
согласовании глагола и существительного
в числе, в роде, во времени.
28. 31
Общее понятие о предлогах и
употреблении их в речи.
1
Тренировочные упражнения в выделении
предлогов.
29. 32
Дифференциация предлогов и
приставок.
1
Тренировочные
упражнения
в
дифференциации
предлогов
и
приставок.Тренировочные упражнения в
соотношении предлогов и глагольных
приставок.
Тренировочные
упражнения
в
употреблении имен существительных в
форме единственного и множественного
числа, в косвенных падежах.
Тренировочные
упражнения
согласовании
прилагательных
существительных в роде и числе
Диагностика устной и письменной речи
33
Диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
34 Диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
Итого
34
4 класс
№ Тема и содержание уроков
Кол- Вид деятельности обучающегося.
в
и
во
часов
Диагностический этап
1
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
2
Первичная диагностика.
0,5
Беседа, ответы на вопросы
Коррекция устной и письменной речи
3
Повторение. Текст.
Предложение. Слово. Слог.
1
Упражнения, игры.
4
Повторение. Деление слов на
слоги. Правила переноса слов.
1
Упражнения, игры.
5
Ударение. Ударный и
безударный слог.
1
Упражнения, игры.
6
Морфологический состав слова. 1
7
Разбор
слов
по
составу. 1
Составление слов из морфем.
Правописание безударных
1
гласных в корне слова
8
Закрепление
материала.
Тренировочные
упражнения в выделении окончаний.
Закрепление
материала.
Тренировочные
упражнения в выделении окончаний.
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
Звонкие и глухие согласные в
корне слова и на конце слов
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
10 Непроизносимые согласные в
корне слова.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
11 Буквы О, Ё после шипящих в
корне слова.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
12 Дифференциация предлогов и
приставок.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
13 Разделительный Ъ и Ь.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
14 Повторение. Текст.
Предложение. Слово. Слог.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
15 Речь. Предложение как единица 1
речи.
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
17 Образные слова и выражения в 2
нашей речи.
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
9
16 Слово. Смысловое значение
слова.
18 Упражнение в употреблении
образных слов при описании
предмета.
19 Связь слов в предложении.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
20 Упражнение в установлении
связей слов в предложении.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
21 Составление предложений из
данных слов. Упражнения в
выделении главных слов в
предложении и постановке
вопросов к ним.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
22 Составление предложений из
данных слов. Упражнения в
выделении второстепенных
членов предложения и
постановке вопросов к ним.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
23 Работа с деформированными
предложениями.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
24 Составление предложений по
опорным словам.
1
Закрепление материала. Тренировочные
упражнения
25 Работа с деформированным
текстом. Деление текста на
отдельные предложения.
1
Упражнение в делении текста на отдельные
предложения.
26 Составление связного текста из 1
деформинованных
предложений.
Составление предложений
27 Деление текста на части и
озаглавливании их.
1
Упражнение в выделении частей рассказа и
озаглавливании их.
28 Развитие навыка связного
высказывания. Письменные
ответы на вопросы.
1
Обучение письменному ответу на вопросы.
29 Работа над изложением.
1
Составление плана изложения.
Упражнение в составлении плана изложения.
30 Написание изложения по
1
самостоятельно составленному
плану.
Упражнение в самостоятельном составлении
плана изложения.
31 Работа над сочинением.
Составление плана рассказа.
1,5
Упражнение в составлении плана рассказа и
написании сочинения по нему.
Составление рассказа по
32 картинке с использованием
опорных слов.
1,5
Итоговая проверочная работа.
Диагностика устной и письменной речи
33 Диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
34 Диагностика
0,5
Индивидуальная диагностика
Итого
34
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическая литература
Ефименкова Л.П., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на
школьном логопункте. Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 2001
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2003
Ишимова О.А., Бондарчук О.А Логопедическая работа в школе. М.: Просвещение,
2012
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для
автоматизации звуков у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2012
Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной
логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М.: «ГНОМ иД», 2004.
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных
классов общеобразовательных школ» М.: Аркти, 2000.
Цифровые образовательные ресурсы
Материал развития речи [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.lbooks.ru/dosug/deti
Детские песенки для физкультурных минуток [электронный ресурс] - Режим
доступа: http://flashsait.com/audio/pesni.php (дата обращения: 20.05.2019)
Наглядный
материал
[электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.torrentino.com/ Электронные дидактические карточки – иллюстрации для
логопедов [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/ П. Козловский
(дата обращения: 20.05.2019)
Электронный тематический словарь в картинках [электронный ресурс] - Режим
доступа: http://elektronbook.ru/ Приложение к журналу «Школьная пресса» издательство
«Школьная пресса»
Учебно-практическое оборудование
Таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал,
наждачная бумага, палочки, шнурки, пластилин и т.п.).
Логопедическое зеркало.
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование
2 класс на 2025-2026 год
№ Тема и содержание уроков
Кол-во Дата
часов План
1. Первичная
1
диагностика.
0,5
2.
3.
4.
Первичная
2
диагностика.
Речь
3 и предложение.
Предложение
4
и слово.
0,5
1
1
5.
Грамматическая
5
основа предложения.
1
6.
Упражнение
6
в выделении предложений из рассказа.
1
7.
Звуки
7
и буквы. Алфавит.
1
8.
Гласные
8
звуки и буквы.
1
9.
Согласные
9
звуки и буквы.
1
10. Понятие
1
«слог».
1
11. Звуко-буквенный
1
анализ и синтез односложных слов.
1
12. Слоговой
1
и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных
слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение.
Перенос слов.
13. Слоговой
1
и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных
слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение.
Перенос слов.
14. Слоговой
1
и звуко-буквенный анализ и синтез
четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.
15. Слоговой
1
и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной
слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.
16. Гласные
1
I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед
гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.
17 Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.
1
18 Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». «а - я».
1
19 Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». «у – ю».
1
20 Дифференциация гласных «о - у», «ё-ю».
1
21 Дифференциация гласных второго ряда.
1
22 Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в
конце слов). Второй способ обозначения мягкости.
23 Разделительный мягкий знак.
24 Звуки [б], [б]׳, буква «Б». Звуки [п], [п]׳, буква «П».
1
1
2
1
1
1,5
1,5
1
Факт
25 Звуки [в], [в]׳, буква «В». Звуки [Ф], [Ф]׳, буква «Ф».
1
26 Звуки [г], [г]׳, буква «Г». Звуки [к], [к]׳, буква «К».
1
27 Звуки [х], [х]׳, буква «Х».
1
28 Звуки [д], [д]׳, буква «Д». Звуки [т], [т]׳, буква «Т».
1
29 Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Звуки [с], [с]׳,
буква «С».
30 Звуки [р], [р]׳, буква «Р». Звуки [л], [л]׳, буква «Л».
1
31 Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме.
Проверочная работа.
32 Итоговый диктант.
1
33 Диагностика
34 Диагностика
1
1
0,5
0,5