МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования Кесовогорского муниципального округа МБОУ
Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УВР
Директор школы
Карасева И.Ю.
Педсовет №1
от «26»
августа 2025
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модуля «САМБО»
для обучающихся 8 класса
д. Лисково 2025
Быкова Н.А.
Приказ № 71
от 01.09.2025
г.
от «01» сентября 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля "Самбо" имеет физкультурно- спортивную направленность.
Занятия самбо, как один из видов спортивных единоборств позволяют приобщить детей к
занятиям спортом, в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и всестороннее
гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности,
формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, составляющих основу
техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и обороной
деятельности.
Цель образовательной программы:
Разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание гармоничной,
социально-активной личности по средствам обучения борьбе самбо
Задачи
Обучающие
- научить основам спортивного мастерства в избранном виде спорта.
- научить техническим приёмам, тактическим действиям и правилам борьбы;
- научить приёмам и методам контроля физической нагрузки на занятиях;
- сформировать навыки регулирования психического состояния.
Развивающие
- развить двигательные способности;
- развить представления о мире спорта;
- развивать волю, выносливость, смелость, дисциплинированность;
- развивать социальную активность и ответственность.
- развить физическое и нравственное развитие детей и подростков,
Воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества;
- воспитывать чувство "партнёрского плеча", дисциплинированность, взаимопомощь;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям спортом в свободное время;
- формировать потребность ведения здорового образа жизни.
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Условия реализации программы
Сроки реализации
Программа предназначена для организации занятий по самбо и ориентирована на детей
без специальной подготовки, дети должны иметь допуск врача к занятиям.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Занятия групповые. Проводятся:1 час в неделю, 34 часа в год
Формы занятий:
-теоретическое
- практическое
- соревнование
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение);
- наглядные (показ приемов);
- практические (тренировка, самостоятельная работа)
Формы подведения итогов реализации программы:
- соревнование
- сдача контрольных нормативов
1. Результаты освоения программы
Результаты освоения модуля «Самбо» включают в себя интегративные качества
личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения
общеобразовательных программ по физической культуре на основе Самбо.
Предметные - характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета
“Физическая культура”. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание
основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории
развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений
отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для
самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и
особенностей организма;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики
травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких
травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении
занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и
особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами
технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов
спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт
упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Метапредметные характеризуют сформированность универсальных компетенций,
проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде
всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому
современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
приобретаются в процессе освоения учебного предмета “Физическая культура”.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
2 Содержание
деятельности
программы
с
указанием
форм
организации
и видов
8 класс
Основы знаний. Зарождение борьбы Самбо в России. Самбо во время Великой
Отечественной Войны. Самбо и ее лучшие представители. Развитие Самбо в России.
Успехи российских самбистов на международной арене. Страховка и помощь во время
занятий. Техника безопасности и профилактики травматизма на занятиях по изучению
гимнастики и Самбо. Понятие о технике Самбо. Анализ техники физических упражнений,
их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Понятие о спортивной
этике и взаимоотношениях между людьми.
Воспитание морально-волевых качеств в процессе занятий спортом: сознательность,
уважение к старшим, смелость, выдержка, решительность, настойчивость.
Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину
через партнера; на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке;
на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре
или стоящего боком; вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг
продольной оси; из стойки на руках; на руки прыжком, тоже прыжком назад; на спину
прыжком.
Специально-подготовительные упражнения для бросков: зацепов, подхватов, через
голову, через спину, через бедро.
Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из
равновесия: толчком, скручиванием; захватом руки и одноименной голени изнутри;
задней подножки; задней подножки с захватом ноги; передней подножки; боковой
подсечки; через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки; зацепа голенью
изнутри; подхвата под две ноги; через спину; через бедро.
Повторение ранее изученных приёмов Самбо в положении лёжа: удержаний и
переворачиваний. Ознакомление и разучивание приёмов Самбо в положении лёжа: рычага
локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро; узла плеча ногой от удержания
сбоку; рычага руки противнику, лежащему на груди (рычаг плеча, рычаг локтя); рычага
локтя захватом руки между ног; ущемления ахиллова сухожилия при различных
взаиморасположениях соперников.
Тактическая подготовка. Игры-задания. Учебные схватки по заданию. Контрольное
тестирование
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Общеподготовительные упражнения.
Строевые упражнения.
Строевые приемы.
-Выполнение команд
-Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.
-Понятия: "строевая стойка", "стойка ноги врозь", "основная стойка", "интервал",
"дистанция".
-Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две, три, четыре).
-Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из шеренги в
колонну захождением отделений плечом.
-Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение бегом. Перемена
направления фронта захождением плечом. Движение в обход, по диагонали,
противоходом, змейкой, по кругу.
-Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от середины (вправо,
влево).
-Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы, бега, прыжков.
Общеразвивающие упражнения.
-Упражнения для мышц и суставов туловища и шеи.
-Упражнения для мышц и суставов рук и ног.
-Упражнения с отягощением весом собственного тела для воспитания физических
качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости.
Стретчинг. Анатомические и физиологические особенности стретчинга. Ознакомление с
зонами растяжения. Использование различных упражнений стретчинга для увеличения
подвижности в суставах, предотвращения травм.
Упражнения с партнером.
-Упражнения в различных положениях: в стойке, в партере, лежа, на мосту и др.
-Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты, приседания, ходьба,
бег, переползание, отжимание в упоре лежа, отжимание лежа на спине, в положении на
"борцовском мосту".
-Упражнения с сопротивлением партнера: в положении стоя, в положении сидя, в
положении лежа на спине, в положении лежа на животе.
-Упражнения для развития гибкости, силы с помощью партнера.
-Упражнения в положении на "борцовском мосту"
-Упражнения на гимнастической стенке.
-Упражнения с гимнастической палкой.
-Упражнения с мячом (набивным, теннисным и др.).
Общеподготовительные упражнения для ОФП.
-Упражнения с самбистским поясом (скакалкой).
-Прыжки с продвижением вперед и назад, влево и вправо - с подскоками и без подскоков,
вращая скакалку вперед или назад. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед: по
кругу, по восьмерке, по гимнастической скамейке или бревну. Продвижение вперед
прыжками на одной ноге с горизонтальным вращением скакалки. Галоп с продвижением
вперед, влево, вправо и вращением скакалки вперед и назад.
-Упражнения с партнером и в группе.
-Акробатика. Особенности обучения и совершенствование элементов акробатики и
акробатических прыжков в условиях зала борьбы.
Стойки
-"Седы": ноги вместе, ноги врозь, углом, согнув ноги, в группировке, на пятках.
- Упоры: присев; присев на правой, левую в сторону на носок; стоя; лежа; лежа на
согнутых руках; лежа сзади; лежа сзади, согнув ноги; лежа правым боком; на коленях.
-Перекаты: вперед, назад, влево (вправо)
-Прыжки: прогибаясь, ноги врозь, согнув ноги.
-Кувырки: в группировке - вперед, назад; согнувшись - вперед, назад; назад перекатом;
назад через стойку на руках; вперед прыжком (длинный); кувырок-полет.
-Осуществление страховки преподавателем при проведении занятий самбо в зале
3.Тематическое планирование
№
п\п
Темы занятий
Количество часов
Теория
Практика
1
1
Вводные занятия
2
Простейшие акробатические элементы
3
Техника самостраховки
1
6
4
Техника борьбы в стойке
1
3
5
Техника борьбы лёжа
1
3
6
Простейшие способы самозащиты от
захватов и обхватов
4
7
Подвижные спортивные игры,
эстафеты
10
8
Итоговое занятие
1
Итого:
5
Всего часов
3
29
34 часа
Таблица 1. Оценка уровня подготовленности начинающих самбистов
№
Тест
Методические указания
Физическая подготовка
Скоростные качества
1. Бег 30 метров, секунды
С высокого старта
2. Броски на протяжении 10 секунд, количество раз
Стандартный приём, с партнером без
сопротивления
3. 5 бросков, секунды
Темп максимальный
Силовые качества
1. Прыжок в длину, сантиметры
С места
2. Удержание ног в положении угла 900 , секунды
В висе на перекладине (кольцах,
гимнастической стенке)
3. Прыжок в высоту, сантиметры
С места
4. Подтягивание на перекладине (кольцах), количество раз До уровня подбородка
5. Борьба за владение мячом, количество раз
Стоя на коленях, по сигналу тренера
6. Кистевая динамометрия, килограммы
Максимальное усилие левой и правой рук
Выносливость
1. Бег 400 метров, минуты, секунды
На стадионе или по месту (в лесу)
2. Броски манекена 2 минуты, количество раз
Тренер определяет стандартный прием
3. Броски партнера 3 минуты, количество раз
Тренер определяет стандартный прием
Гибкость
1. Гимнастический мост
На ковре
2. Борцовский мост
На ковре
3. Наклон вперед
Стоя на ковре
4. Наклон вперед
Стоя на гимнастической скамье
5. Подъем ноги (пятки) к голове (за голову)
Сидя на ковре, с захватом ступни (левой,
правой ноги) руками посередине
Координационные способности
1. Комплекс упражнений
Общего и вспомогательного характера
(10–12), составляются тренером,
выполняются вместе
Тренером составляются 2–3 комбинации
Имитация технико-тактических действий (комбинаций),
2.
(стандартные) с двумя-тремя техникосекунды
тактическими действиями
3.
Эстафета с элементами технико-тактических действий,
секунды
Тренер использует в эстафетах кроме
бега, прыжков, бросков элементы
технико-тактических действий
(имитация) или выполнение их на
спарринг-партнерах (без сопротивления)
Техническая подготовленность
1. Выполнение отдельных технико-тактических приемов
2.
Выполнение отдельных технико-тактических
комплексов (2–3 приема), секунды
3. Выполнение отдельных приемов (имитация)
Стоя на месте и в движении по ковру без
сопротивления
Стоя на месте и в движении по ковру без
сопротивления
Стоя на месте и в движении по ковру (с
воображаемым партнером)
4.
Выполнение отдельных технико-тактических
комплексов (2–3 приема), секунды
5.
Выполнение отдельных элементов технико-тактических Стоя на месте и в движении по ковру без
действий
сопротивления
6.
Выполнение отдельных технико-тактических приемов
(имитация с резиновым бинтом)
Стоя возле гимнастической стенки (с
воображаемым партнером)
Выполнение комплекса специально-подготовительных
(подводящих) упражнений (10–12)
Комплексы подбираются тренером к
основным технико-тактическим приемам.
Подводящие упражнения должны
соответствовать приему по форме,
структуре и механизму воздействия на
организм.
7.
Стоя на месте и в движении по ковру (с
воображаемым партнером)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
Тема урока
Планируемые результаты
п/п
.1
По
плану
1
Техника безопасности и
профилактика травматизма на
занятиях Самбо. Соблюдение
формы одежды.
Знать и понимать значение Самбо, как
элемента безопасной жизнедеятельности
человека.
Знать и соблюдать технику безопасности
на
занятиях Самбо.Мотивированность к
занятиям физической культурой, в частности
Самбо.
Дата
По
факту
.2
.3
.4
.5
.6
.7
.8
.9
10.
11.
2
Физическая культура и
Знать историю и развитие борьбы Самбо.
спорт в России. История развития
Уметь кратко охарактеризовывать
Самбо. Сгибание разгибание рук в строение организма. Физиологические основы
упоре лёжа 3х8. Подъём туловища и тренировки Самбо.
ног одновременно с положения,
Знать общие понятия о гигиене и
лёжа на спине 3х8. Подтягивания на применять знания на практике.
перекладине 3х8.
Осваивать универсальные умения,
связанные с выполнением организующих
3
Краткие
сведения
о физиологических упражнений.
Осваивать упражнения, предназначенные
основах тренировки в
для растягивания мышц, связок и сухожилий,
Самбо. Приседания 3х15.
Выпрыгивания вверх с положения для развития гибкости, которая дает
возможность эффективнее выполнять
упор присев 3х15.
упражнения САМБО. Осваивать умения по
Подъёмы на носки 3х20.
4
Общие понятия о гигиене. взаимодействию в парах и группах при
Сгибание разгибание рук в упоре разучивании акробатических упражнений.
Выявлять характерные ошибки при
лёжа 3х9. Подъём туловища и ног
выполнении
акробатических упражнений.
одновременно с положения, лёжа
Осваивать умения контролировать
на спине 3х9. Подтягивания
величину нагрузки по частоте сердечных
на перекладине 3х9.
сокращений при выполнении упражнений на
5
Приседания 3х18.
Выпрыгивания вверх с положения развитие физических качеств.
Применяют кроссовую подготовку для
упор присев 3х15.
развития
общей выносливости
Подъёмы на носки 3х23.
Описывают технику выполнения
6
Кросс 3 км. Прыжки в длину
прыжковых упражнений, осваивают ее
с положения упор присев 3х10.
7
Система упражнений Самбо. самостоятельно, с
предупреждением, выявлением и
Термины Самбо. Приседания 3х21.
исправлением
типичных ошибок.
Выпрыгивания вверх с положения
Демонстрируют
вариантные выполнения
упор присев 3х18.
прыжковых упражнений.
Подъёмы на носки 3х26.
8
Стойки, передвижения и
захваты самбиста.
Подготовительные
упражнения. Освоение
группировки.
9
Освоение группировки.
Перекаты в группировке: вперёдназад, влево-вправо, по кругу.
Знать и соблюдать технику безопасности
на занятиях Самбо.
Знать и
уметь формулировать
(называть) основные техники
самостраховки.
Обладать
сосредодоченностью,
терпением, выдержкой и вниманием.
Знать и
применять
правила
гигиены
на занятиях.
Уметь взаимодействовать
с
1
Группировка при перекате
партнером,
в команде.
назад из седа, из упора присев, из
Способность оценивать
полуприседа, из основной
изменяющуюся ситуацию, мыслить
стойки.
логически
Мотивированность к занятиям
1
Приемы самостраховки
физической культурой, в частности Самбо.
1
Приемы самостраховки
12.
13.
Упражнения для удержаний.
Выседы попеременно в одну
и в другую сторону прыжком.
14.
1
Упор грудью в набивной
В упрощенном варианте падений из
мяч - перемещение ног по кругу.
стойки на коленях, ладони держать перед
Упражнения для выведения грудью.
из равновесия.
1
Приемы
Применять приемы самостраховки в
самостраховки:
качестве обеспечения собственной безопасности
самостраховка при падении вперед в повседневной жизни.
на руки.
Уметь выполнять задания по образцу
Упражнения сгибаниеучителя (лучшего ученика), анализировать
разгибание рук в упоре лежа
собственные действия, корректировать действия
(«отжимания»).
с учетом допущенных ошибок.
Мотивированность к занятиям Самбо
1
Падение вперед на руки из
(посредством имитационных игр-заданий).
стойки ноги врозь, из основной
Способность оценивать изменяющуюся
стойки согнувшись,
ситуацию, мыслить логически
из основной стойки.
Умение правильно взаимодействовать с
Самостраховка через мост при
партнерами.
падении на спину.
Совершенствовать приобретённые
1
Падение вперед на руки из
знания и умения в соревновательной (игровой)
стойки ноги врозь, из основной
деятельности.
стойки согнувшись,
из основной стойки.
Самостраховка через мост
при падении на спину.
1
Поднимание и опускание
таза в положении мост на лопатках,
кувырок вперед через лопатки,
кувырок вперёд через лопатки и
приземлением на мост на
лопатках.
1
Упражнения для подножек.
Выпады в сторону, то же в
движении, прыжком. Имитация
задней подножки в одну и в
другую стороны.
2
Приседание на
В упрощенном варианте падений из
одной ноге с
стойки на коленях, ладони держать перед
выносом другой в сторону, грудью.
то же вперед. Приемы
Применять приемы самостраховки в
самостраховки.
качестве обеспечения собственной безопасности
в повседневной жизни.
2
Упражнения для бросков
Уметь выполнять задания по образцу
захватом ног. Упражнения для
учителя (лучшего ученика), анализировать
подсечки.
Встречные махи руками и собственные действия, корректировать действия
с учетом допущенных ошибок.
ногой.
Мотивированность к занятиям Самбо
2
Ходьба на наружном крае
(посредством имитационных игр-заданий).
стопы (подошва под углом 90º к
Уметь сопоставлять технические
полу).
движения с движениями, встречающимися в
Удар подошвой по стене
повседневной жизни.
дальней от нее ногой.
Демонстрировать
пространственное
2
Подсечки по мячу
лежащему, падающему, катящемуся воображение, общую эрудицию, взаимосвязь с
по полу. Подсечка по мячам, по окружающим миром.
Способность оценивать изменяющуюся
ножке
ситуацию, мыслить логически
стула, иным предметам.
Умение правильно взаимодействовать с
2
Удержание сбоку.
партнерами.
Уходы от удержания сбоку.
Подшагивания к
партнеру
с захватом его ноги
и подниманием вверх. Учебные
схватки
на
выполнение изученного
удержания
1
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Переворачивание
партнера стоящего в упоре
на руках и коленях захватом рук
сбоку.
Активные и пассивные
защиты от переворачивания.
2
Удержание со стороны
головы.
Уходы от удержания со
стороны головы.
2
Подтягивание к ногам и
сбрасывание между ног.
Учебные схватки на
выполнение изученного удержания.
Переворачивание
партнера стоящего в упоре
на руках и коленях рычагом.
2
Активные и пассивные
защиты от переворачивания.
Комбинирование
переворачивания с удержанием со
стороны головы.
2
Активные и пассивные
защиты от переворачивания.
Комбинирование
переворачивания с удержанием со
стороны головы.
3
Удержание поперек.
Уходы от удержания
поперек.
Учебные схватки на
выполнение изученного удержания.
3
Удержание верхом.
Уходы от удержания
верхом.
3
Удержание верхом. Уходы
от удержания верхом.
Переворачивание
партнера стоящего в упоре
на руках и коленях захватом шеи и
руки с
упором голенью в живот.
3
Выведение из равновесия.
Выведение из равновесия партнера
стоящего на коленях
рывком.
3
Учебные схватки на
выполнение
изученных
выведений
из равновесия.
2
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Демонстрировать
элементарные
навыки и элементы техники борьбы лёжа.
Демонстрировать элементы техники
способов защиты и уходов от удержаний.
Демонстрировать приобретённые знания
и умения в учебных схватках.
Выполнять комбинированные
упражнения. Способность
оценивать
изменяющуюся ситуацию, мыслить
логически Мотивированность к занятиям
физической культурой, в частности Самбо.
Умение
правильно
взаимодействовать
с партнерами.
Совершенствовать приобретённые
знания и умения в соревновательной (игровой)
деятельности.
Выполнять активные и пассивные
способы защиты.
Выполнять самооценку технических
действий, корректировать с учетом допущенных
ошибок. Знать терминологию и демонстрировать
различные виды удержаний и уходы от них.
Уметь результативно мыслить при
выполнении упражнений, сопоставлять
действия.
Выполнять активные и пассивные
способы защиты.
Способность оценивать
изменяющуюся ситуацию, мыслить
логически Мотивированность к занятиям
физической культурой, в частности Самбо.
Умение
правильно
взаимодействовать
с партнерами.
Совершенствовать приобретённые
знания и умения в соревновательной (игровой)
деятельности.
Литература
1. Борьба самбо: справочник / Е.М. Чумаков//. – М.: Физкультура и спорт, 1985. –
144 с.
2. Самбо: правила соревнований [Текст] / Всероссийская федерация самбо. – М.:
Советский спорт, 2016. – 128 с.
3. Самбо: справочник [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт,
2006. – 208 с.
4. Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /
С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков//. – М.: Советский спорт, 2005. – 240 с.
5. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо: методические
рекомендации // С.В. Елисеев, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков//. – М.: ЗАО фирма «ЛИКА»,
2004. – 88 с.
6. Чумаков Е.М. Сто уроков САМБО / Е.М. Чумаков; отв. ред. С.Е. Табаков//. – изд.
5-е, испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 448 с., ил.
7. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста / Е.М. Чумаков//. – М.: Физкультура и
спорт, 1976. – 224 с.
8. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца / Е.М. Чумаков//. – М.: РГАФК,
1996. – 106 с.
Дополнительная литература
1. Игуменов В.М. Спортивная борьба: учебник для студентов и учащихся
факультетов (отделений) физического воспитания педагогических учебных заведений /
В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев//. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.
2. Лукашев М.Н. 10 тысяч путей к победе / М.Н. Лукашев// – М.: Молодая гвардия,
1982. – 175 с.
3. Лукашов М.Н. Родословная самбо / М.Н. Лукашев// – М.: ФиС., 1986.
4. Лукашов М.Н. Слава былых чемпионов / М.Н. Лукашев//. – М.: ФиС, 1976.
5. Рудман Д.Л. Самбо / Д.Л. Рудман//. – М.: Терра-Спорт, 2000.
6. Рудман Д.Л. Самбо: техника борьбы лежа: нападение / Д.Л. Рудман//. – М.: ФиС,
1982. – 232 с.
7. Рудман Д.Л. Самбо: техника борьбы лежа: защита / Д.Л. Рудман//. – М.: ФиС,
1983. – 256 с.