Аналитическая справка по результатам диагностических работ по формированию функциональной грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов в МБОУ Лисковская СОШ в октября - декабре 2023 года

Аналитическая справка
по результатам диагностических работ по формированию функциональной
грамотности обучающихся 8-х и 9-х классов в МБОУ Лисковская СОШ в октябре —
декабре 2023 года
В соответствии с письмами Министерства просвещения РФ от 28.09.2023 г. № 031553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности
обучающихся» и от 17.10.2023 г. № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий
функциональной грамотности» в целях определения уровня функциональной грамотности
у обучающихся с 23.10.2023 г. по 26.12.2023 г. был проведён мониторинг уровня
сформированности функциональной грамотности обучающихся по трём направлениям:
математическая, читательская и естественнонаучная грамотность. Мониторинг участия
образовательных организаций региона в диагностических работах осуществлял ГБУ ТО
«Центр оценки качества образования».
Цель проведения диагностических работ — выявление уровня сформированности
читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся 8-х и 9-х
классов.
Мониторинг проводился в компьютерной форме на базе электронного банка заданий
для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ с использованием
стандартизированных диагностических работ (далее ДР), разработанных специалистами
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
(далее — Банк заданий, https://fg.resh.edu.ru/).
Задачи мониторинга:
 получить объективную информацию об уровне сформированности каждого из
основных видов грамотности;
 выявить затруднения и дефициты обучающихся, возникающие в процессе
выполнения заданий на оценку грамотности;
 определить ориентиры развития и повышения качества образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Математическая грамотность
1.1. Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным
областям)
Распределение заданий по содержательным областям
Число заданий в работе
Содержательная область
Вариант 2
Количество
1
Пространство и форма
1
Изменение и зависимости
6
Итого
8
1.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным
областям)
Распределение заданий по компетентностным областям
Компетентностная область
Число заданий в работе
Вариант 2
Формулировать
2
Применять
2
Интерпретировать/оценивать
2
Рассуждать
2

Итого

8

1.3. Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)
Распределение заданий по контекстам
Число заданий в работе
Контекст
Вариант 2
Образовательный
3
Научный
1
Деловой
4
Итого
8
1.4. Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным
категориям)
Распределение заданий по уровню сложности
Число заданий в работе
Уровень сложности
Вариант 2
Низкий
3
Средний
3
Высокий
2
Итого
8
1.5. Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
 с выбором одного верного ответа
 с комплексным множественным выбором
 с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
 с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)
 с кратким и развернутым ответом
 с выбором ответа и объяснением
 на упорядочивание
1.6. Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
1.7. Система оценки выполнения диагностической работы
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания в каждом
варианте), двумя баллами (6 заданий в каждом варианте).
Максимальный балл по каждому варианту составляет 14 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной
программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Критерии оценивания заданий. Как правило, задания с кратким, развернутым
ответом, выбором нескольких ответов оцениваются в 2, 1 или 0 баллов: полный верный
ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов. Задания с
выбором одного верного ответа оценивается в 1 или 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла,
полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень
сформированности математической грамотности:
 Недостаточный: 0–2 балла
 Низкий:3–5 баллов
 Средний: 6–8 баллов
 Повышенный: 9–11 баллов
 Высокий: 12–14 баллов

План диагностической работы по математической грамотности (8 класс)
Вариант 2
№
задания

Содержательная
область

Компетентностная
область

Объект оценки

Тип
проверки
Балл за
(эксперт/ выполнение
программа)

Инфузия

1

2

3

4

Изменение и
зависимости

Изменение и
зависимости

Изменение и
зависимости

Изменение и
зависимости

Интерпретировать

Извлекать
информации из
текста, переводить из
одной единицы
измерения в другую
Программа
(из часов в минуты,
из литров в
миллилитры),
вычислять
отношение величин

2

Применять

Вычислять по
формуле, переводить
из одной единицы
измерения в другую
Программа
(из литров в
миллилитры, из
часов в минуты),
округлять числа

2

Формулировать

Преобразовывать
формулу, переводить
из одной единицы
измерения в другую Эксперт
(из часов в минуты,
из литров в
миллилитры)

2

Интерпретировать

Вычислять по
формуле,
распознавать прямую
Программа
и обратную
пропорциональности;
сравнивать числа

2

Многоярусный торт
5

6

Количество

Изменение и
зависимости

Применять

Вычислять процент
от числа в реальной
ситуации

Программа

1

Формулировать

Использовать
формулу площади
круга для решения
задач, использовать
прямо
пропорциональную
зависимость
величин, проводить
округление до
заданного разряда

Эксперт

2

7

8

Изменение и
зависимости

Пространство и
форма

Рассуждать

Использовать
формулу длины
окружности для
решения задач,
проводить
округление по
смыслу

Рассуждать

Использовать
представления об
измерениях
Программа
прямоугольного
параллелепипеда для
решения задач

Эксперт

2

1

2. Читательская грамотность
2.1. Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным
областям).
Примерное распределение вопросов заданий по содержательным областям
Число заданий в работе
Содержательная область
Вариант 2
Смысл жизни
6
Человек и природа
5
Научные знания и открытия
5
Итого
16
2.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным
областям).
Примерное распределение заданий по компетентностным областям
Число заданий в работе
Компетентностная область
Вариант 2
Находить и извлекать информацию
4
Интегрировать и интерпретировать информацию
9
Оценивать содержание и форму текста, а также
2
использовать информацию из текста
Использовать информацию из текста
1
Итого
16
2.3. Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)
Распределение заданий по контекстам
Число заданий в работе
Контекст
Вариант 2
Личный
7
Общественный
8
Множественный (общественный, личный)
1
Итого
16
2.4. Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным категориям)
Задания различаются по уровню трудности: низкий, средний и высокий.
Распределение заданий по уровню сложности
Число заданий в работе
Уровень сложности
Вариант 2
Низкий
3

Средний
Высокий

10
3
16

Итого
2.5. Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
1. Задание с выбором одного верного ответа.
2. Задание с выбором нескольких верных ответов.
3. Задание с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр).
4. Задание с развернутым ответом.
5. Задание на установление последовательности.
6. Задание на выделение фрагмента текста.
7. Комплексное задание с выбором ответа и объяснением.

2.6. Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
2.7. Система оценки выполнения диагностической работы
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.
Максимальный балл составляет 17 баллов.
Выполнение заданий оценивается автоматически компьютерной программой или
экспертом в зависимости от типа заданий.
Критерии оценивания заданий. Задания с кратким или развернутым ответом
оцениваются в 1, 0 (верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов) или 2, 1, 0 баллов
(полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0
баллов).
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла,
полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень
сформированности читательской грамотности:
 Недостаточный: от 0 до 2 баллов
 Низкий: от 3 до 6 баллов
 Средний: от 7 до 10 баллов
 Повышенный: от 11 до 14 баллов
 Высокий: от 15 баллов
План диагностической работы по читательской грамотности (8 класс)
Вариант 2
№
задания

Содержательная
область

1

2

3

Смысл жизни

Компетентностная
область

Объект оценки

Тип проверки
(экспертный/
программный

Гольфстрим
Находить и
Находить и
извлекать одну
извлекать
Программный
единицу
информацию
информации
Делать выводы
на
основе
Интегрировать и
интеграции
интерпретировать информации из Программный
информацию
разных частей
текста
или
разных текстов
Оценивать
Понимать
содержание и
назначение
Программный
форму текста
структурной

Балл за
выполнение

1

2

1

4

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

5

Оценивать
содержание и
форму текста

6

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

7

Находить и
извлекать
информацию

8

9

Человек и
природа

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

Находить и
извлекать
информацию

единицы
текста,
использованно
го
автором
приёма
Интерпретиров
ать текст или
его фрагмент,
учитывая жанр
или ситуацию
функционирова
ния текста
Оценивать
форму текста
(структуру,
стиль и т.д.),
целесообразнос
ть
использованны
х
автором
приемов
Интерпретиров
ать текст или
его фрагмент,
учитывая жанр
или ситуацию
функционирова
ния текста
Определять
наличие/отсутс
твие
информации
Делать выводы
и обобщения
на
основе
информации,
представленно
й
в
одном
фрагменте
текста
Находить
и
извлекать одну
единицу
информации

Программный

1

Программный

1

Экспертный

1

Программный

1

Программный

1

Программный

1

10

11

12

13

Внутренний мир
человека
14

15

16

Делать выводы
и обобщения
на основе
Интегрировать и
информации,
интерпретировать
представленно
информацию
й в одном
фрагменте
текста
Устанавливать
связи между
событиями или
утверждениями
(причинноИнтегрировать и
следственные
интерпретировать отношения,
информацию
отношения
аргумент –
контраргумент,
тезис – пример,
сходство –
различие и др.)
Гуманитарии и технари
Понимать
Интегрировать и
значение слова
интерпретировать или выражения
информацию
на основе
контекста
Устанавливать
связи
между
событиями или
утверждениями
(причинноИнтегрировать и
следственные
интерпретировать отношения,
информацию
отношения
аргумент
–
контраргумент,
тезис – пример,
сходство
–
различие и др.)
Находить
и
Находить и
извлекать одну
извлекать
единицу
информацию
информации
Делать выводы
на
основе
Интегрировать и
интеграции
интерпретировать информации из
информацию
разных частей
текста
или
разных текстов
Использовать
информацию
Использовать
из текста для
информацию из
решения
текста
практической
задачи
с
привлечением

Программный

1

Программный

1

Программный

1

Программный

1

Программный

1

Экспертный

1

Экспертный

1

фоновых
знаний

3. Естественнонаучная грамотность
3.1. Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным
областям)
Распределение заданий по содержательным областям
Содержательная область
Живые системы
Физические системы
Науки о Земле
Итого

Число заданий в работе
Вариант 1 (8 класс)
Вариант 2 (9 класс)
5
7
7
2
9
12

3.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным
областям).
Распределение заданий по содержательным областям
Компетентностная область
Научное объяснение явлений
Применение естественно-научных методов
исследования
Интерпретация данных и использование
научных доказательств для получения выводов
Итого

Число заданий в работе
Вариант 1
Вариант 2
(8 класс)
(9 класс)
5
5
2

3

2

4

9

12

3.3. Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)
Распределение заданий по контекстам
Контекст
Личный
Местный
Глобальный
Итого

Число заданий в работе
Вариант 1 (8 класс)
Вариант 2 (9 класс)
4
5
2
5
5
9
12

3.4. Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным уровням).
В работу входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности
Низкий
Средний
Высокий
Итого

Число заданий в работе
Вариант 1 (8 класс)
Вариант 2 (9 класс)
2
3
5
7
2
2
9
12

3.5. Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
 с выбором одного верного ответа
 с выбором нескольких верных ответов
 с развернутым ответом
 на установление соответствия
 на установление последовательности
 комплексное задание с выбором ответа и объяснением
3.6. Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
3.7. Система оценки выполнения диагностической работы (9 класс).
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.
В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 6, двумя баллами – 5.
Максимальный балл по варианту 1 составляет 16 баллов.
В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 7, двумя баллами – 5.
Максимальный балл по варианту 2 составляет 17 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной
программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором
нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1 балл или 0 баллов.
Ряд заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются
в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный
ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла,
полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень
сформированности естественнонаучной грамотности:


Недостаточный: от 0 до 2 баллов



Низкий: от 3 до 5 баллов



Средний: от 6 до 9 баллов



Повышенный: от 10 до 12 баллов



Высокий: от 13 баллов и выше

План диагностической работы по естественнонаучной грамотности (9 класс)
Вариант 2
№
задания

Содержательная
область

Компетентностная
область

Объект оценки

Почему мы видим так, а не иначе?!

Тип проверки
(экспертная/
программная)

Балл за
выполнение

1

2

3

4

5

Живые системы

Научное
объяснение
явлений

Применять
соответствующи
е
естественнонауч
ные знания для
объяснения
явления

Живые системы

Применение
естественнонаучных методов
исследования

Выдвигать
объяснительные
гипотезы и
предлагать
способы их
проверки

Программная

1

Живые системы

Интерпретация
данных и
использование
научных
доказательств для
получения
выводов

Анализировать,
интерпретироват
ь данные и
делать
соответствующи
е выводы

Экспертная

2

Живые системы

Применение
естественнонаучных методов
исследования

Предлагать или
оценивать
способ научного
исследования
данного вопроса

Экспертная

2

Живые системы

Интерпретация
данных и
использование
научных
доказательств для
получения
выводов

Интерпретирова
ть и приводить
обоснование

Программная

1

Программная

1

Программная

1

«Зелёная» энергетика

6

7

8

Физические
системы

Научное
объяснение
явлений

Делать и научно
обосновывать
прогнозы о
протекании
процесса или
явления

Физические
системы

Применение
естественнонаучных методов
исследования

Предлагать или
оценивать
способ научного
исследования
данного вопроса

Программная

1

Научное
объяснение
явлений

Применять
соответствующи
е
естественнонауч
ные знания для
объяснения

Экспертная

2

Физические
системы

явления

9

10

11

12

Физические
системы

Интерпретация
данных и
использование
научных
доказательств для
получения
выводов

Распознавать и
формулировать
цель данного
исследования

Программная

1

Физические
системы

Интерпретация
данных и
использование
научных
доказательств для
получения
выводов

Оценивать c
научной точки
зрения
аргументы и
доказательства
из различных
источников

Программная

2

Научное
объяснение
явлений

Распознавать,
использовать и
создавать
объяснительные
модели и
представления

Программная

1

Научное
объяснение
явлений

Объяснять
принцип
действия
технического
устройства или
технологии

Экспертная

2

Физические
системы

Физические
системы

3.8. Система оценки выполнения диагностической работы (8 класс).
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.
В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 6, двумя баллами – 3.
Максимальный балл по варианту 1 составляет 12 баллов.
В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 7, двумя баллами – 3.
Максимальный балл по варианту 2 составляет 13 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной
программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором
нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1 балл или 0 баллов.
Ряд заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются
в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный
ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла,
полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень

сформированности естественнонаучной грамотности:


Недостаточный: от 0 до 2 баллов



Низкий: от 3 до 4 баллов



Средний: от 5 до 7 баллов



Повышенный: от 8 до 10 баллов



Высокий: от 11 баллов и выше

План диагностической работы по естественнонаучной грамотности (8 класс)
Вариант 1
№
задания

Содержательная
область

1

Физические
системы

2

Физические
системы

3

Физические
системы

4

Физические
системы

5

Физические
системы

Компетентностная
область

Объект
оценки

Агент 000
Делать и
научно
Научное
обосновывать
объяснение
прогнозы о
явлений
протекании
процесса или
явления
Интерпретация
Распознавать,
данных и
использовать
использование
и создавать
научных
объяснительн
доказательств для ые модели и
получения
представлени
выводов
я
Распознавать,
использовать
Научное
и создавать
объяснение
объяснительн
явлений
ые модели и
представлени
я
Описывать
или
оценивать
способы,
которые
Применение
используют
естественноученые,
научных методов
чтобы
исследования
обеспечить
надежность
данных и
достоверност
ь объяснений
Ветряк
Применять
Научное
соответствую
объяснение
щие
явлений
естественно-

Тип проверки
(экспертная/
программная)

Балл за
выполнение

Программная

1

Программная

1

Экспертная

2

Программная

1

Программная

1

Физические
системы

Научное
объяснение
явлений

Физические
системы

Интерпретация
данных и
использование
научных
доказательств для
получения
выводов

8

Науки о Земле

Применение
естественнонаучных методов
исследования

9

Науки о Земле

Научное
объяснение
явлений

6

7

научные
знания для
объяснения
явления
Объяснять
принцип
действия
технического
устройства
или
технологии
Анализироват
ь,
интерпретиро
вать данные и
делать
соответствую
щие выводы
Предлагать
или
оценивать
способ
научного
исследования
данного
вопроса
Делать и
научно
обосновывать
прогнозы о
протекании
процесса или
явления

Экспертная

1

Программная

1

Экспертная

2

Программная

2

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ВИДАМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
1. Математическая грамотность
Цель работы: проверить уровень сформированности математической грамотности
как составляющей функциональной грамотности.
В диагностической работе по математической грамотности приняли участие 4
обучающихся 8 класса и 8 обучающихся 9 класса.
Класс.
Предметная
область.
Математическая
грамотность
8 класс

Кол-во
обучающихся,
принявших
участие в
работе
4

9 класс

8

Недостаточный
уровень
Кол-во
%
об-ся

Низкий
Кол-во
об-ся

Средний
Кол-во
об-ся

%

%

Повышенный

Высокий

Кол-во
об-ся

Кол-во
об-ся

%

%

-

-

1

25 %

-

-

3

75 %

-

-

-

-

-

-

1

12,5

3

37,5

4

50

%

%

%

Доля правильных ответов обучающихся
Доля правильных ответов (%)
Компетенция в сфере математической грамотности
8 класс

9 класс

Извлекать информацию из текста, переводить из одной
единицы измерения в другую (из часов в минуты, из литров в
миллилитры), вычислять отношение величин

88

100

Вычислять по формуле, переводить из одной единицы
измерения в другую (из литров в миллилитры, из часов в
минуты), округлять числа

50

75

Преобразовывать формулу, переводить из одной единицы
измерения в другую (из часов в минуты, из литров в
миллилитры)

50

44

Вычислять по формуле, распознавать прямую и обратную
пропорциональности; сравнивать числа

88

100

Вычислять процент от числа в реальной ситуации

75

100

Использовать формулу площади круга для решения задач,
использовать прямо пропорциональную зависимость величин,
проводить округление до заданного разряда

25

63

Использовать формулу длины окружности для решения задач,
проводить округление по смыслу

25

69

Использовать представления об измерениях прямоугольного
параллелепипеда для решения задач

100

100

Инфузия

Многоярусный торт

Трудности, которые испытали обучающиеся:

непривычный объём и разнообразие сюжетов;

необходимость возвращаться к тексту сюжетной ситуации;

преобразовывать формулу, переводить из одной единицы измерения,
вычислять по формуле.

Выводы и рекомендации:
1.
На этапе перехода из начальной школы в основную стремиться обеспечить
преемственность начального общего и основного общего образования в вопросах
создания условий для достижения школьниками предметных и метапредметных
результатов обучения.
2.
На уроках математики (алгебры, геометрии) целесообразно использовать
банк задач, предназначенных для формирования и оценки математической грамотности, а
также продолжить поиски новых методов и форм обучения, актуальных при выполнении
данных заданий.
3.
Включение в учебный процесс компетентностно-ориентированных задач,
предполагающих несколько способов решения, в том числе метод осознанного перебора,
метод проб и ошибок, прикидку результата, а также наличие альтернативных вариантов
ответов.
2. Читательская грамотность
Цель работы: проверить уровень сформированности читательской грамотности
как составляющей функциональной грамотности.
В диагностической работе по читательской грамотности приняли участие 4
обучающихся 8 класса и 8 обучающихся 9 класса.
Класс.
Предметная
область.
Читательская
грамотность

Кол-во
обучающихся,
принявших
участие в
работе

Недостаточный
уровень
Кол-во
%
об-ся
-

8 класс

4

9 класс

8

Низкий
Кол-во
об-ся

-

-

Средний
Кол-во
об-ся

%
-

4

%

Повышенный

Высокий

Кол-во
об-ся

Кол-во
об-ся

100

%

%

-

-

-

-

4

50 %

-

-

%
-

-

1

12,5
%

3

37,5
%

Доля правильных ответов обучающихся
Доля правильных ответов (%)
Компетенция в сфере читательской грамотности
8 класс

9 класс

100

75

0

75

Понимать назначение структурной единицы текста,
использованного автором приёма

100

88

Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или
ситуацию функционирования текста

100

0

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.),
целесообразность использованных автором приемов

50

75

Интерпретировать текст или его фрагмент, учитывая жанр или
ситуацию функционирования текста

75

75

Определять наличие/отсутствие информации

50

88

Гольфстрим
Находить и извлекать одну единицу информации
Делать выводы на основе интеграции информации из разных
частей текста или разных текстов

Находить и извлекать одну единицу информации

25

25

Делать выводы и обобщения на основе информации,
представленной в одном фрагменте текста

25

88

Устанавливать связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент –
контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

75

25

Понимать значение неизвестного слова или выражения на
основе контекста

75

100

Устанавливать связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент –
контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

0

63

100

75

Делать выводы на основе интеграции информации из разных
частей текста или разных текстов

0

0

Использовать информацию из текста для решения практической
задачи с привлечением фоновых знаний

0

13

Гуманитарии и технари

Находить и извлекать одну единицу информации

Трудности, которые испытали обучающиеся:

делать выводы и обобщения на основе информации, представленной в
одном фрагменте текста;

устанавливать связи между событиями или утверждениями;

использовать информацию из текста для решения практической задачи с
привлечением фоновых знаний;

делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста
или разных текстов;

находить и извлекать одну единицу информации.
Выводы и рекомендации:
1.
На этапе перехода из начальной школы в основную стремиться обеспечить
преемственность начального общего и основного общего образования в вопросах
создания условий для достижения школьниками предметных и метапредметных
результатов обучения.
2.
Оптимизировать деятельность школьной библиотеки и внеклассную работу
классных руководителей по пропаганде чтения и повышению мотивации к досуговому
чтению.
3.
Работать с информацией, представленной в различной форме.
3. Естественнонаучная грамотность
Цель
работы: оценить
уровень
сформированности
грамотности как составляющей функциональной грамотности.

естественнонаучной

В диагностической работе по естественнонаучной грамотности приняли участие 4
обучающихся 8 класса и 8 обучающихся 9 класса.
Класс.
Предметная
область.
Естественнонауч
ная грамотность
8 класс

Кол-во
обучающихся,
принявших
участие в
работе
4

Недостаточный
уровень
Кол-во
%
об-ся
-

-

Низкий
Кол-во
об-ся
-

Средний
Кол-во
об-ся

%
-

-

%
-

Повышенный

Высокий

Кол-во
об-ся

Кол-во
об-ся

4

%
100 %

-

%
-

9 класс

-

1

12,5

8

6

75

%

1

12,5

%

-

%

Доля правильных ответов обучающихся (8 класс)
Доля правильных ответов (%)
Компетенция в сфере естественнонаучной грамотности
8 класс
Агент 000
Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса
или явления

100

Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в
научных текстах

100

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели
и представления

75

Описывать и оценивать способы, которые используют учёные,
чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность
объяснений

100

Ветряк
Применить соответствующие естественнонаучные знания для
объяснения явления

100

Объяснять принцип действия технического устройства или
технологии

75

Предлагать или оценивать способ научного исследования
данного вопроса

0

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса
или явления

75

Доля правильных ответов обучающихся (9 класс)
Доля правильных ответов (%)
Компетенция в сфере естественнонаучной грамотности
9 класс
Почему мы видим так, а не иначе
Применить соответствующие естественнонаучные знания для
объяснения явления

75

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их
проверки

100

Анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы

19

Интерпретировать и приводить обоснование

88

«Зелёная» энергетика
Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса
или явления

88

-

Предлагать или оценивать способ научного исследования
данного вопроса

50

Применить соответствующие естественнонаучные знания для
объяснения явления

19

Распознавать и формулировать цель данного исследования

75

Умение оценивать c научной точки зрения аргументы и
доказательства из различных источников

44

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели
и представления

63

Объяснять принцип действия технического устройства или
технологии

25

Трудности, которые испытали обучающиеся:

предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие
выводы;

применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения
явления;

умение оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из
различных источников;

объяснять принцип действия технического устройства или технологии.
Выводы и рекомендации:
1.
На этапе перехода из начальной школы в основную стремиться обеспечить
преемственность начального общего и основного общего образования в вопросах
создания условий для достижения школьниками предметных и метапредметных
результатов обучения.
2.
Формировать у школьников навыки смыслового чтения: умение
внимательно читать предложенные тексты и формулировки вопросов к ним, выделять
главное в текстах, отсекать «лишнюю» информацию, анализировать и интерпретировать
информацию для получения выводов.
Заместитель директора по УВР:

Т. А. Храпова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».