МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство Образования Тверской области Отдел образования Кесовогорского МО МБОУ Лисковская СОШ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Быкова Н.А Карасёва И.Ю Приказ №70 от «29» 082024 г. Протокол педсовета №1 от «29» 08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Агробиология» для обучающихся 8 класса Лисково 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Агробиология» 8 класс рассчитана на З4 часа в год (1 час в неделю). Изучение агробиологии направлено на достижение следующих целей; освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии; овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; развитие навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности; воспитание культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда. Планируемые результаты освоения программы по агробиологи личностных 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. метапредметных 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. У обучающихся сформированы УУД: Регулятивные • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. . • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.. • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).. • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. предметных • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков организмов растений и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями , грибами . • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; После изучения данного курса учащиеся должны уметь: -определять виды и сорта сельскохозяйственных культур; -определять всхожесть, класс и посевную годность семян; -применять различные способы воспроизводства плодородия почвы; -соблюдать технологию обработки почвы -агротехнические приемы защиты почв от эрозии; Учащиеся должны знать: -производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур; -технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; -состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки; -пути и средства повышения плодородия почв; -основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними; -способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; -основные этапы проектной деятельности; -источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства Общая характеристика курса биологии Тема 1. Введение (1 час) Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Специализация в сельском хозяйстве Тема 2. Уборка урожая. Хранение урожая (3 часа). Направления растениеводства в районе, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Ведущие полевые, овощные, цветочные, плодово ягодные декоративные культуры, их биологические и хозяйственные особенности. Профессии, связанные с выращиванием культурных растений. Практические работы. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян Тема З. Земледелие. Почва и ее происхождение, состав и свойства (3 часа) Научные основы земледелия. Профессии, связанные с земледелием и растениеводством. Состав и значение гумуса в почвообразовании и плодородии. Климатические факторы. Поглотительная способность почв, понятие о кислотности щелочности почвы. Питательные вещества в почве и их доступность для растений. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование, Практические работы. Определение состава почвы Тема 4. Система обработки почвы (2 часа) Задачи и приемы основной обработки почвы. Уход за сельскохозяйственными культурами. Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы. Тема 5. Удобрения и их применение (4 часа) Роль удобрений в повышении плодородия почв. Макро- и микроэлементы, необходимые для питания растений. Классификация удобрений. Хранение, дозы, сроки и способы внесения минеральных удобрений Практические работы. Определение основных видов удобрений, доз их внесения на запланированный урожай. Тема 6. Сорные растения (4 часа) Понятия о сорных растениях. Сорные растения и меры борьбы с ними. Биологические группы сорных растений. Классификация мер борьбы с сорняками. Влияние засоренности посевов на производительность работы машин Техника безопасности при работе с гербицидами. Практические работы. Определение сорняков по гербариям и семенам. Тема 7. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур (4 часа) Классификация вредителей. Основные вредители и болезни зерновых, картофеля, сахарной свеклы. Методы защиты растений от вредителей. Классификация ядохимикатов. Химический и биологический методы. Техника безопасности при работе с ядохимикатами Практические работы. Определение вредителей по изображениям. Тема 8. Строение и жизнедеятельность растений (7 часов) Озимые и яровые зерновые культуры. Морфологические признаки и биологические особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур зоны. Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур в увеличении производства зерна. Корнеплоды, их значение, как пищевых и кормовых культур. Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы. Технология возделывания картофеля, Экономическая эффективность возделывания корнеплодов. Прядильные и масличные культуры Особенности их возделывания с учетом климатической зоны. кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое значение Технология возделывания кормовых трав на сено, сенаж, травяную муку. Способы уборки, сушки и хранения сена. Многолетние бобовые и злаковые культуры, их значение для производства высококачественного белкового корма. Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав. Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Тема 9. Растения на пришкольном участке (3 ч) Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на школьном участке. Тема 10 Агротехнология (3ч) Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочнодекоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Технологии выращивания основных видов сельскохозяйственных растений своего региона. Правила расчета основных экономических показателей в растениеводстве. Тематическое планирование: №П\П Название раздела, темы 1 2 3 Тема 1. Введение Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Специализация в сельском хозяйстве Тема 2. Уборка урожая. Хранение урожая Профессии, связанные с выращиванием культурных растений Направления растениеводства в районе, на пришкольном участке. Ведущие полевые, овощные, цветочные, плодово - ягодные декоративные культуры, их биологические и хозяйственные особенности. Количество часов 1 1 3 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 20 Практические работы. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян Тема З. Земледелие. Почва и ее происхождение, состав и свойства Научные основы земледелия. Профессии, связанные с земледелием и растениеводством. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование Практические работы. Определение состава почвы 1 Тема 4. Система обработки почвы Задачи и приемы основной обработки почвы. Уход за сельскохозяйственными культурами. Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы Тема5.Удобрения и их применение Роль удобрений в повышении плодородия почв. Макро- и микроэлементы, необходимые для питания растений. Классификация удобрений. Хранение, дозы, сроки и способы внесения минеральных удобрений Практические работы. Определение основных видов удобрений, доз их внесения на запланированный урожай. 2 1 Тема 6.Сорные растения Понятия о сорных растениях. Сорные растения и меры борьбы с ними. Биологические группы сорных растений Классификация мер борьбы с сорняками. Техника безопасности при работе с гербицидами Влияние засоренности посевов на производительность работы машин Практические работы. Определение сорняков по гербариям и семенам. 4 1 Тема 7. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур Классификация вредителей. Основные вредители и болезни зерновых, картофеля, сахарной свеклы. Методы защиты растений от вредителей. Классификация ядохимикатов Химический и биологический методы. Техника безопасности при работе с ядохимикатами 4 3 1 1 1 1 4 1 2 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Практические работы. Определение вредителей по изображениям Тема 8.Строение и жизнедеятельность растений Озимые и яровые зерновые культуры. Морфологические признаки и биологические особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур зоны. 1 Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур производства зерна. Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы Технология возделывания картофеля. Экономическая эффективность возделывания корнеплодов Прядильные и масличные культуры Особенности их возделывания с учетом климатической зоны Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое значение Технология возделывания кормовых трав на сено, сенаж, травяную муку. Способы уборки, сушки и хранения сена. Многолетние бобовые и злаковые культуры, их значение для производства высококачественного белкового корма Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав. Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах Тема 9. Растения на пришкольном участке Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на школьном участке. 1 7 1 1 1 1 1 1 3 1 31 Посадка растений и весенние работы на пришкольной 1 территории Определение оптимального варианта для получения 1 положительных результатов выращивания растений на школьном участке. 32 Тема 10 Агротехнология Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве выбор видов и сортов 30 3 1 сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве . 33 34 Технологии выращивания основных видов 1 сельскохозяйственных растений своего региона. Правила расчета основных экономических показателей 1 в растениеводстве. Итог 34 часа