Программа по выявлению, поддержке и развитию талантов у обучающихся, в том числе и с ОВЗ на 2023 - 2026г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лисковская средняя
общеобразовательная школа

Утверждаю
Директор МБОУ Лисковская СОШ
______ Н.А. Быкова
Приказ № 77 от 01.09.2023г.

Программа по выявлению, поддержке и
развитию талантов у обучающихся, в том
числе и с ОВЗ на 2023 - 2026г.

Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современного образования является создание
условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их
потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это
связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и
ее духовного возрождения.
Актуальность работы с одаренными детьми безусловна: это и высокая
динамика жизни, увеличение информационных и эмоциональных нагрузок на
человека; огромное количество проблем в науке, экономике, технике, решение
которых требует значительных интеллектуальных усилий; требования общества к
профессионализму личности, которая должна быть творческой, активной,
социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованно.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС) принципиально меняются ориентиры современной школы, в свою очередь
совершенствование и развитие образовательного пространства школы ведет к
появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно
из перспективных направлений развития системы образования, одновременно
являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации
личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми
учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу
реформирования системы образования России положен принцип приоритета
личности.
Создание условий для максимального развития одарённых детей, включая
детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из
главных направлений работы МБОУ Лисковская СОШ.
В системе работы МБОУ Лисковская СОШ накоплен определенныйопыт по
развитию интеллектуальных способностей учащихся: есть условия для проведения
целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого
потенциала ребенка, внедряются личностно-ориентированные технологии обучения
и
воспитания.
Систематически
проводятся
предметные
олимпиады,
интеллектуальные конкурсы. Формируется система работы с учащимися, ведущими
учебно-исследовательскую деятельность, выставки детского творчества, конкурсы.
Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах,
муниципальных и региональных олимпиадах показывает, что в образовательном
учреждении есть одаренные дети. Вместе с тем, как отмечалось на педагогических
советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере
удается реализовать.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит
более эффективно управлять формированием наиболее комплексных

синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память,
воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность, расширять
темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и
умелого усвоения знаний.
Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов в ходе которых
обозначались направления работы коллектива по созданию и реализации
Программы по выявлению, поддержке и развитию талантов у обучающихся, в том
числе и с ОВЗ на 2023-2025 годы.
Программа школы по работе с одаренными детьми разработана с учетом
особенностей современной системы образования, в соответствии с программой
развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с
одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие
интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь
особо одаренным детям.
Основное назначение Программы заключается в разработке целостной
системы действий, с учетом ресурсов: материально-технического и кадрового
обеспечения. Программа направлена на достижение стратегических целей и
эффективное решение приоритетных задач развития образования в МБОУ
Лисковская СОШ, рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в
условиях реализации ФГОС ООО.
Цель Программы по выявлению, поддержке и развитию талантов у
обучающихся, в том числе и с ОВЗ: создание благоприятных условий для
выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации,
профессионального самоопределения в соответствии со способностями через
оптимальную структуру школьного образования. В рамках поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
 разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого
потенциала, интересов и способностей;
 создать организационные психолого-педагогические условия для обучения и
воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
 расширить возможность участия одаренных и способных детей в конференциях,
выставках, олимпиадах и конкурсах, развивать исследовательские способности
обучающихся;
 использовать инновационные подходы по педагогическому сопровождению
одарённых детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, творческой,
физкультурной, социальной,
 стимулировать научно-методическую деятельность педагогов, работающих с
одаренными детьми, поиск новых форм и методов образования;
 обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми,
проявившими выдающиеся способности;
 разработать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных
детей; организовать систематическую психолого-педагогическую помощь семьям
в воспитании и развитии одаренного ребенка.

Программа включает в себя стратегию и план мероприятий по работе с
одаренными обучающимися при введении и реализации ФГОС, помогает
целенаправленно и обоснованно строить работу с одарёнными и мотивированными
детьми, согласовывать действия администрации, учителей, классных
руководителей, обучающихся и родителей при планировании и организации
работы.
Основы работы с одаренными детьми, в том числе и с ОВЗ
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые
задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а
особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ
мышления – будет являться залогом социального успеха каждого.
При разработке Программы по выявлению, поддержке и развитию талантов
у обучающихся, в том числе и с ОВЗ в качестве исходных были использованы
следующие понятия.
Одаренная личность отличается от среднего уровня своими
функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей:
интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной
сфере (лидерство).
Одаренность – это совокупность свойств личности, обеспечивающих
реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение
результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего
уровня.
Одаренность может проявляться как:
- одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в
этом случае подразумевается высокая одаренность;
- одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную
одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то
исчезает;
- одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность,
которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности
данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его
способностей.
В основу Программы положены ведущие принципы современной педагогики
и психологии:
 системный подход, сущность которого заключается в том, что
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а
в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система
работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих
взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического
процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и
материальная база;
 личностный подход, утверждающий представления о социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В
рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности,
создание для этого соответствующих условий;

 деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в
позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает
обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и
регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности;
 культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на
основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е.
он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение
культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого
ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить
основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми,
осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Направления Программы по выявлению, поддержке и развитию
талантов у обучающихся, в том числе и с ОВЗ
Реализация данной программы будет осуществляться по трем основным
направлениям: работа с обучающимися, педагогическим коллективом и
родителями одаренных детей.
1. Работа с обучающимися.
Организация и содержание учебного процесса:
- ориентирование на достижения мировой культуры как основы
образования; на достижения в области экономических, физико-математических,
правовых знаний;
- введение программ дополнительного образования, программы внеурочной
деятельности в рамках ФГОС, кружковой работы;
- индивидуализация обучения;
- ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности
учащихся.
2. Работа с педагогическим коллективом:
- подбор профессионально грамотных педагогических кадров;
организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями,
направленной на повышение уровня их психолого- педагогической подготовки.
- обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей
одаренных детей;
- освоение методов диагностики и критериев эффективности
воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
разработка пакета документов с целью определения способностей, склонностей
одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;
- ориентирование на индивидуальные программы развития творческой
личности одаренного ребенка.
- разработка и внедрение индивидуальных образовательных и
воспитательных программ;
3. Работа с родителями одаренных детей.
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс
мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных

детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих
способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание
психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим способных и
одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают
родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, в
проведении которых используются разные формы:
- круглые столы;
- информационно-практические беседы;
- родительские педагогические тренинги.
Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к
условиям обучения в школе. Причины этого и пути устранения
психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями
ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую
поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
При организации работы с одаренными детьми следует:
- учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально –
волевых качеств;
- создавать условия для освоения родителями способов формирования у
ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной
реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;
- оказывать помощь в создании соответствующего семейного
микроклимата.
Стратегия работы с одаренными детьми, в том числе и с ОВЗ
Основными направлениями работы с одаренными детьми являются:
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное
начало. Данный этап предусматривает:
- изучение диагностических методик, основанных на доступности,
информативности емкости;
- создание банка методик для диагностирования учащихся по определению
интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей;
- изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем
анкетирования;
- изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем
собеседования;
- изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем;
- приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными
детьми.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала
одарённых детей. На данном этапе происходит:
- организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на
творческую самореализацию и самодостаточность;
информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими
области умственной деятельности;
- знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам

в подборе литературы;
- привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми;
- обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых
учеников;
- организация исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание
стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности
творчества в результатах самостоятельной работы.
3. Развитие творческих способностей учащихся предполагает:
- доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных
олимпиад, конкурсов, конференций;
- проведение школьных олимпиад;
- использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:
творческие ответы; выполнение творческих тематических заданий; выполнение
проблемных поисковых и исследовательских работ; выполнение проектов;
приобщение (в различных формах) к работе учителя; повышение степени
сложности заданий;
- углубленное изучение отдельных предметов;
- введение широкого круга факультативных курсов; кружков различной
направленности.
4. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
предполагает:
- создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам –
медалистам, победителям и призерам районных, областных олимпиад;
- систематическое публичное поощрение успехов учащихся (линейки, молнииобъявления);
- вручение благодарственных писем родителям;
поощрение заслуг родителей в воспитании одаренных детей на
родительских собраниях.
Методы и принципы выявления одаренных детей, в том числе и с
ОВЗ
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный
творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое
каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию
является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть
разные: явная или скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него
высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко
выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной
деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте
развития познавательная потребность проходит три уровня:

 потребность в новых впечатлениях;
 развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям,
изучению конкретного предмета;
 познавательная деятельность, направленная на проведение научного
исследования, профессиональное определение предмета.
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов
оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Одаренные дети
 имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
 отличаются
доминирующей активной, ненасыщенной познавательной
потребностью;
 испытывают радость от новых знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
 дети
с необыкновенно высокими общими интеллектуальными
способностями;
 дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной
области наук и конкретными академическими способностями; 
 дети с высокими творческими (художественными) способностями; 
 дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
 учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада. 
Принципы выявления одаренных детей:
 комплексный
характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники
информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
 длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях);
 анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной
мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в
специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
 использование
тренинговых методов, в рамках которых можно
организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические «преграды» и т.п.
 подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов
высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности
(математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду
возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов
подросткового и юношеского творчества;
 оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего
развития (в частности, на основе организации определенной образовательной

среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории
обучения);
 преимущественная опора на валидные методы психодиагностики,
имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации,таких,
как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки
учителей и родителей, естественный эксперимент. 
Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические
методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой
квалификации педагога и степени его обучения.
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать
комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр
разнообразных методов:
 различные варианты метода наблюдения за детьми (в школьных
условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
 специальные психодиагностические тренинги;
 экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями;
 включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные
занятия;
 экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности
детей;
 организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад,
конференций, спортивных соревнований.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая
детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а
также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на
дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из
главных направлений работы нашего образовательного учреждения.
Обучение и развитие одаренных детей, в том числе с ОВЗ
Работа с одаренными детьми предполагает две формы - урочную и
внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение
таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети
должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать
условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно
для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально
возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода
проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего
должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми
учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с
одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разныхвариантов
учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным
учебным предметам.
Формы работы на уроке могут быть:
- тематические и проблемные мини-курсы,

- «мозговые штурмы»,
- ролевые тренинги,
- научно-практическая работа,
- творческие зачеты.
Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется
дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или
контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль
материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого
уровня.
Формы и методы внеурочной работы:
- участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
- факультативные курсы;
- участие в олимпиадах;
- внеурочная деятельность в рамках ФГОС, кружковая работа;
- конкурсы, конференции, интеллектуальные марафоны;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
- работа по индивидуальным планам;
- творческие мастерские;
В начальной школе при обучении, воспитании и развитии одаренных детей
важную роль играют занятия и уроки творчества, кружковая работа, конкурсы,
интеллектуальные игры и др.
На средней ступени (5-9 классы) расширяется тематика кружков и секций при
школе, проводятся факультативы. Сфера проявления одарённости связана с
четырьмя потребностями — в общении, самовыражении, самоутверждении и
самопознании.
На старшей ступени (9-11 классы) акцент работы с одаренными детьми
смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Это период
первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта
коллективного творчества.
Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение
школьных программ по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть учащихся
в развитии. Особое значение работа над развитием имеет в начальных классах,
являющихся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Основными контурами развития должны стать те качества, которые
формируют и развивают ученика. Задачей каждого учителя является
целенаправленная деятельность по развитию определенных качеств.
Сфера познавательного развития (интеллект и творчество):

умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные
решения;
Ø способность находить альтернативные пути решения проблем;
Ø изобретательность в выборе и использовании различных предметов
(например, использование в играх не только игрушек, но и мебели, предметов быта
и т.д.);
Ø способность увлекаться, уходить «с головой» в интересное задание;
Ø богатый словарный запас;
Ø умение четко излагать свои мысли;
Ø интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия;
Ø наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;
Ø способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова;
Ø умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального
заучивания;
Ø проявление разносторонней любознательности; • умение делать выводы и
обобщения.
Психосоциальная сфера:
Ø самостоятельность, умение принимать решения;
Ø настойчивость в выполнении задания;
Ø готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях;
Ø склонность к лидерству;
Ø склонность к самоанализу;
Ø терпимость к критике;
Ø уверенность в своих силах.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
осуществляется на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с
помощью выделения групп обучающихся и воспитанников в зависимости от вида
их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по
индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).
Ø

Методы и средства обучения одарённых детей, в том числе и с ОВЗ
Индивидуально-образовательная программа - реальный помощник в
сотрудничестве ученика и учителя, результатом которого будет рост ученика, как
в личностном, так и образовательном плане. Нацеливание самого ученика на
результат - главное при выполнении индивидуальной программы.
Методы обучения как способы организации учебной деятельности
обучающихся и воспитанников являются важным фактором успешности усвоения
знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных обучающихся,
безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:
проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в
сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти
методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют
уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся и
воспитанников.
Методы творческого развития обучающихся эффективны для развития
мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации,

настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной
стабильности и способности к сотрудничеству). Процесс обучения одаренныхдетей
должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных
источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные
сети. В целом, в обучении одаренных детей, эффективность использования средств
обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения,
которые реализуются с их помощью.
Программа ФГОС на разных уровнях имеет систему познавательных задач, при
решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их
открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей
обучающихся и воспитанников, задачи творческого уровня, которые содержат
элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных
точек зрения. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для
преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности.
Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому
мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. При выполнении
творческих заданий следует оценивать не только успех. Учитель должен
внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в
каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями.
Так как большинство старшеклассников МБОУ Лисковская
СОШ
мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к
профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии,
которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для
творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это, прежде всего,
технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного
обучения, и методика обучения в «малых группах».
Технологию проблемного обучения мы рассматриваем как базовую,
поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно
реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как
показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий
уровень познавательной активности обучающихся.
При работе с одаренными детьми широко используется технология
проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое
усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой
деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект,
в качестве которого могут быть устные выступления, реферат, доклад и т.д.
Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно
ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте
и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает
возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать
ситуацию успеха в обучении.

Ожидаемые результаты Программы
Данная Программа позволит обеспечить целостный подход к решению
проблемы выявления и поддержки детской одарённости: от определения природы
одарённости до внедрения современных образовательных технологий работы с
одарёнными детьми и управления этой деятельностью.
Ожидаемые конечные результаты при реализации Программы:
- Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои
интеллектуальные или иные способности.
- Формирование системы работы с одаренными учащимися (отрабатывается система
мониторинга эффективности работы с одарёнными детьми; более совершенными
будут содержание и технологии обучения одарённых детей; отрабатывается система
выявления способных и одарённых учащихся, оказания им помощи и поддержки.
- Повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся.
- Повышение качества образования и воспитания в целом.
- Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми.
Создание
комплекса
благоприятных
условий,
обеспечивающего
формирование и развитие личности.
8.Формирование социально адаптированной личности, способной к
самоопределению.
№
1

2

3

4

5

План основных мероприятий по реализации программы
Мероприятие
Срок
Ответственные
Внедрение проблемно- постоянно
Зам.директора,
исследовательских,
педагоги проектных и модульных
предметники
методов обучения.
Учёт
результатов
индивидуальной
творческой
деятельности
Мониторинг качества
образования одарённых
детей
Обеспечение психологопедагогическое
сопровождение
одаренных детей
Организация психологопедагогического
просвещения родителей
талантливых и
одаренных

постоянно

Классные
руководители

постоянно

Зам. директора

постоянно

Педагог психолог

постоянно

Классные
руководители,
педагог психолог

6

школьников
Проведение
общешкольных
родительских собраний,
тренингов на следующие
темы:
«Роль семьи в развитии
одаренности»
«Особенности учебной
деятельностиодаренных
детей»,
«Психологические
особенностиодаренных
детей»,
«Факторы
влияющим
на развитие
одаренности»,
«Как помочь
ребенку,
обладающему
незаурядными
способностями?».
Участие в
муниципальной,
региональной,
всероссийской научнопрактической
конференции
школьников
Мониторинг процесса
адаптацииодаренных
учащихся 5 классов
Диагностика выбора
профиля обучения
учащихся 9 классов
Мониторинг процесса
адаптации одаренных
учащихся 10 классов
Участие школьников в
школьных всероссийских
предметных олимпиадах,
конкурсах, смотрах
Проведение
интеллектуальных и
творческих конкурсов
среди одаренных
школьников

Каждое
полугодие

постоянно

Зам.
директора,
психолог,
классные
руководители

Зам. директора,
учителяпредметники

ноябрь

педагог психолог

Апрель,
май

педагог психолог

ноябрь

педагог психолог

постоянно

учителяпредметники

постоянно

учителяпредметники

Обобщение
эффективного опыта
работы учителей с
одаренными детьми
Размещение
на
школьном
сайте
и
персональных
сайтах
педагогических
работников материалов
по работе с одаренными
детьми. Формирование
раздела «Одаренные
дети»
Индивидуальные
консультации учащихся,
педагогов и родителей
Разработка
и
утверждение программ
внеурочной деятельности
в
рамках
ФГОС,
программ
дополнительного
образования
Привлечение одаренных
детей к участию в
проектах
«Движения
Первых»
Анализ
итогов
деятельно
сти педагогического
коллектива по работе с
одаренными учащимися
Анализ
итогов
реализации программы

май

Зам. директора

В течение
года

Зам.
директора,
ответственные
засайт

постоянно

Зам. директора

август

Зам. директора,
учителяпредметники

постоянно

май

Зам. директора

май 2026

Зам. директора


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».