МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования Кесовогорского МО
МБОУ Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
по УВР
Директор школы
________________________
________________________
Быкова Н.А
Карасёва И.Ю Приказ №71
от «01» 09.2025 г.
Протокол педсовета №1
от «26» 08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета«Карта–основной язык географии»
для обучающихся 11 класса
Лисково 2025
1 Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса «Карта–основной язык географии»
разработана на основе (нормативные основы):
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
12.08.2022г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
общеобразовательныхучреждениях
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28).
Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
Рабочая программа соответствует авторской программе В.П.Максаковского
/Программы общеобразовательных учреждений. География 10-11 классы/.
Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2019
Цель курса:
Совершенствование у обучающихся умения работать с картами
различной тематики, поиск и анализ нужной информации по заданной теме.
Задачи курса:
1. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта
самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и
классификации объектов
2. Обоснование суждений и доказательств; объяснение положений, ситуаций,
явлений и процессов с помощью карты;
3.Овладениеосновными видами публичных выступлений; презентаций и
других результатов познавательной и практической деятельности.
Программа курса «Карта–основной язык географии» поможет учащимся
продолжить и систематизировать полученные на уроках географии знания,
удовлетворить учебно-познавательные интересы. Курс ориентируется,
прежде всего, на формирование картографической культуры и
мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и
развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Он
сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического
картоведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о
географической картине мира, которые опираются на понимание
географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и
размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных
явлений и процессов, разных территорий. Курс готовит учащихся к
ориентации в мировом пространстве, к умению адаптироваться окружающей
природной, социальной, культурной среде.
Формирует у обучающихся представление о современном мире, о месте
России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и
странам.
Формы проведения занятий.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Карта–основной язык
географии » организуется в следующих формах:
- лекции, беседы, семинары
- практические занятия
- творческие работы
- создание презентаций
- ИКТ технологии.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Карта–основной язык
географии» направлена:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной
политики;
- на формирование личности ребенка.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Рабочая программа «Карта–основной язык» предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы,правилам и нормам
поведения в российском обществе.
.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение «Карта–основной язык географии» для 11 классов отводится 34
часа в год из расчета 1 час в неделю.
2 Планируемые результаты освоения элективного курса
«Карта–основной язык географии»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познании мира»отражают готовность и способность
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций в расширении жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1 Гражданского воспитания:
сформированности гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять
Идеологии экстремизма ксенофобии, дискриминации по социальным
религиозным, национальным признакам;
2 Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
3 Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуации и принимать осознанные
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе
формирования элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
Осознанного принятия ценностей семейной жизни с традициями народов
России.
4 Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историкоКультурных объектов Родного края, своей страны, и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные видыискусства,
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства
5 Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6 Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжениисей жизни.
7 Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды,
осознание глобального характера экологических и географических
особенностей их проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических
знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые
могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать
их всесторонне;
-устанавливать существенный признак или основания для сравнения
классификации географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
- разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с
учётом предложенной географической задачи;
-координировать и выполнять работу при решении географических задач в
условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
б) базовые исследовательские действия:
-владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических географических
задач, применению различных методов познания природных, социальноэкономических объектов, процессов и явлений;
- владеть видами деятельности по получению нового географического
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
- владеть научным типом мышления, научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами.
- формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
в) работа с информацией:
- выбирать и использовать различные источники географической
информации, необходимые для изучения геосистем и поиска путей решения
проблем; для анализа, систематизации и интерпретации информации
различных представления, для выявления аргументов, подтверждающих или
опровергающих одну и ту же идею;
- выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации
с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
- оценивать достоверность информации;
- создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, безопасности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументировано вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
Других обнаруживать различие и сходство позиций, задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы;
- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы,ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
-самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
б) самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям;
- оценивать соответствие результатов целям, вносить коррективы в
деятельность;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
-самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
-саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
г) принятие себя и других:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
- признавать своё право и право других на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимание роли и места географической карты в решении практических
задач
2) Освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания
Географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших
природных, социально-экономических процессов и явлений; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве,
новую многополярную модель политического мироустройства; называть
цели устойчивого развития;
сравнивать особенности компонентов природы, свойств природных
процессов и явлений в пределах различных территорий и акваторий мира и
России;
классифицировать стихийные природные явления; извлекать и оценивать
географическую информацию, представленную в различных источниках,
необходимую для подтверждения тех или иных тезисов; определять
географические факторы, влияющие на сущность и динамику важнейших
природных процессов.
3)Сформированность комплекса знаний о целостности географического
Пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных
территориальных систем: использовать географические знания о природе
Земли и России, о населении, хозяйстве мира и России, об особенностях
взаимодействия природы и общества для решения учебных и практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
4) Владение географической терминологией и системой географических
понятий: применять географические понятия: устойчивое развитие,
геоинформационные системы, ресурсообеспеченность, аккумуляция,
мерзлотные, ледниковые формы рельефа, водный баланс территории,
государственная территория и исключительная экономическая зона,
континентальный шельф, политическая карта, государство,
политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство, демографический взрыв,
демографический кризис - для решения учебных и практикоориентированных задач.
5) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные
исследования, в том числе с использованием моделирования и
проектирования как метода познания природных, социально-экономических
явлений и процессов.
6) Сформированность навыков картографической интерпретации природных,
социально-экономических и экологических характеристик различных
территорий и акваторий: представлять информацию о природе Земли,
населении и хозяйстве мира и России в виде карт, картограмм,
картодиаграмм.
7) Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности; владение навыками получения необходимой
Информации различных источников и ориентирования в них для
критической оценки и интерпретации информации, получаемой из различных
8)Сформированность умений проводить географическую экспертизу
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов:
оценивать современное состояние окружающей среды, аргументировать
географические прогнозы; составлять прогноз изменения географической
среды под воздействием природных факторов и деятельности человека.
9) Применение географических знаний для самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её
условий, в том числе на территории России; влияния последствий изменений
в окружающей среде на различные сферы человеческой деятельности на
региональном сопоставлять, оценивать и аргументировать различные точки
зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы
стран мира и России.
10) Сформированность системы знаний об основных процессах,
закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и
общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий,
готовность к самостоятельному поиску методов решения с помощью карты.
11) Понимание роли и места комплекса географических наук в системе
научных дисциплин и в решении современных научных и практических
задач. Определять аспекты глобальных проблем на региональном и
локальном уровнях, которые могут быть решены средствами географических
наук, оценивать возможности и роль географии в решении проблем на
примере отдельных стран и регионов мира.
12) Освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания
Географических факторов ,определяющих сущность и динамику
природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений:
описывать положение и взаиморасположение географических
регионов и географическом пространстве, ареалы распространения основных
религий на территории стран и регионов мира. Особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства отдельных стран мира и России,
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства изученных стран
13)Сформированность комплекса знаний целостности географического
пространства составления сравнительных географических характеристик
регионов и стран мира с помощью карты.
14) Владение географической терминологией и системой географических
понятий, применять географические понятия.
15) Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные
исследования по карте
16) Сформированность навыков картографической интерпретации
природных,
социально-экономических и экологических характеристик различных
территорий и акваторий;
17) Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности; владение навыками получения необходимой
Информации тематических карт.
Содержание «Карта-основной язык географии»
Введение(1 час)
Особенности процедуры проведения итоговой работы по географии..
Источники географической информации(3часа)
Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений;
определение географических координат; анализ плана местности и
построение профиля местности по плану.
Природа Земли и человек(3 часа)
Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные
комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах.
Определение географических объектов и явлений по их существенным
признакам.
Решение задач на определение поясного и местного время и задач на
определение географической широты в зависимости от угла падения
солнечных лучей.
Население мира (3 часа)
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций в мире.
Этногеография.
Определение демографических процессов и явлений по их существенным
признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со
статистическими таблицами, полово – возрастными пирамидами).
Определение демографических показателей по формулам.
Мировое хозяйство (3 часа)
Понятие Мировое хозяйство. Этапы формирования,
Международное географическое разделение труда. Экономическая
интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
География основных отраслей мирового хозяйства.
Природопользование и геоэкология (2 часа)
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций.
Основные виды природопользования.
Регионы и страны мира( 10 часов)
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного
мира и
их основные типы. Государственный строй, формы правления. Различия
стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.
Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства
крупных стран мира.
Определение стран по описанию. Знакомство с програмной географической
номенклатурой по курсу.
География России(7 часов)
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской
Федерации.
Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство.
Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном
мире.
Рефлексивная часть ( 2 часа)
Проведение тестирования (в традиционной и компьютерной формах), анализ
его результативности.
Календарно- тематическое планирование «Карта–основной язык
географии»
Раздел/тема урока
всего
п/п
часов
Введение
Введение. Особенности процедуры тестирования по
географии
1
Источники географической информации
3
1
Выдающиеся географические исследования открытия и
путешествия. «Нанесение на к/к маршрутов
путешественников 14-19вв»
1
2
Измерение по картам расстояний, направлений; определение
географических координат.
1
3
1
3
1
Построение профиля местности
Природа Земли
Географическая оболочка , основные свойства и
закономерности. Взаимосвязи географических явлений и
процессов в геосферах.
2
«Определение географических объектов и явлений по их
существенным признакам»
1
3
«Решение задач на определение поясного и местного
времени»
1
1
Население мира
3
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций в 1
мире. Этногеография.
1
2
Определение демографических процессов и явлений по их
существенным признакам. Анализ статистической и
графической информации (работа со
статистическими таблицами, полово – возрастными
пирамидами).
1
3
Определение демографических показателей по формулам.
1
Мировое хозяйство
3
Основные центры мирового хозяйства. Международное
разделение труда.
Экономическая интеграция. География основных отраслей
мирового хозяйства.
Решение задач по теме «Природные ресурсы»
Природопользование и геоэкология
Размещение основных видов ресурсов
Ресурсообеспеченность.
Определение факторов размещения промышленных
предприятий, на основе экологических ситуаций.
1
1
Регионы и страны мира
Современная политическая карта мира. Многообразие стран.
Различие стран по типам.
10
1
2
Различия стран по уровню хозяйственного развития и
природным особенностям.
1
3
Различия стран по особенностям географического положения 1
4
Различия стран по особенностям природы, природных
условий природных ресурсов, по уровню хозяйственного
развития
1
5
6
7
Определение стран по описанию.
Политическая география и геополитика.
Политическая карта Америки.
1
1
1
8
Политическая карта Европы.
1
9
Политическая карта Азии.
1
10
Политическая карта Африки.
1
1
География России
Географическое положение и границы России. Субъекты
России
7
1
2
3
Определение субъекта по его краткому описанию.
Решение задач ЕГЭ по теме «Определение региона, субъекта
по описанию»
1
1
4
Крупнейшие месторождения ресурсообеспеченность.
1
1
2
3
1
2
1
1
2
1
1
5
6
7
1
2
Состояние и перспективы биоэнергетики в России.
Промышленный профиль городов. Города как места
концентрации промышленных предприятий.
Энергетическая и сырьевая проблемы России
Энергетическая и сырьевая проблемы России.
Рефлексивная часть
Обобщающий урок
Итоговый тест
Всего
Список литературы
1
1
1
2
1
1
34
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://window.edu.ru/window/catalog Каталог Российского
общеобразовательного портала
http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет
для общего образования»
http://catalog.iot.ru Каталог «Школьный Яндекс»
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования GeoSite — все о географии
http://www.geosite.com.ru Библиотека по географии
http://geoman.ru География. Планета Земля
http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/География
География.ру: клуб путешествий