МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской области
Отдел образования Кесовогорского муниципального округа
МБОУ Лисковская СОШ
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________ Карасева И.Ю.
Педсовет протокол №1 от 26.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
___________
Быкова Н.А.
Приказ №71 от 01.09.2025г.
Адаптированная рабочая программа по биологии
для обучающихся с (интеллектуальными нарушениями)
8 класс
вариант 1
д.Лисково 2025 г.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» разработана в
соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
Учебный предмет «Биология»
относится к предметной области
«Биология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии
с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Основными целями рабочей программы по биологии являются:
-обеспечение
целостности биологического курса,
-привитие правильного поведения обучающихся в соответствии с
законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
-формирование элементарного понимания причинно-следственных
связей и отношений, временных и пространственных представлений;
-формирование
у
обучающихся
базовых
учебных
действий
(личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами
предмета;
-воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства
ответственности за ее сохранность.
Изучение биологического материала в 7—9 классах позволяет решать
задачи
экологического,
эстетического,
патриотического,
физического,
трудового воспитания детей и подростков.
Основные задачи изучения биологии:
-сформировать элементарные научные представления о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека
и его здоровье;
-показать практическое применение биологических знаний: учить
приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим
организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
-сформировать
навыки
правильного
поведения
в
природе,
способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового
образа жизни;
-развивать и корригировать познавательную деятельность, учить
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
функции.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Биология» состоит
из трех разделов:
«Растения.
Грибы.
Бактерии»,
«Животные», «Человек».
Программа
предполагает
ведение
наблюдений,
организацию
лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий
Курс биологии начинается с раздела «Растения» (7 класс), в котором
обучающиеся знакомятся с общими признаками растений и изучают
отдельные группы растений в соответствии с биологической классификацией
растительного мира. В разделе
«Животные» (8 класс) большое внимание уделяется установлению
причинно-
следственных
зависимостей
между
средой
обитания
и
особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции,
взаимосвязи
практических
гигиенических
между
живой
и
неживой
(уход
за
животными,
умений
правил).
В
разделе
природой,
формированию
соблюдение
«Человек»
(9
санитарно-
класс)
человек
рассматривается как биосоциальное существо.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет
«Биология. Животные»- 8 класс входит в
предметную область «Естествознание» и относятся к обязательной части
учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс
Количество часов в неделю
8 класс
2ч
Итого в год
68
ч
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты:
• Осознание необходимости охраны природы;
•Установление взаимосвязи между экологически грамотным
поведением в природе и сохранением многообразия мира растений;
•Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни
(соблюдать правила выполнения проведения простейших опытов по
изучению растений, грибов, бактерий, правила поведения в природе и
бережного отношения к растительным организмам);
•Овладение правилами личной и общественной гигиены в
повседневной жизни;
• Формирование эстетических потребностей (умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы);
• Формирование готовности к самостоятельной жизни;
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях (в классе и на пришкольном участке);
• Владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных
работ в классе и на пришкольном участке.
Предметные результаты освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения.
АООГТ определяет два уровня овладения предметными результатами:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Узнавание и называние
узнавание и называние
изученных объектов на иллюстрациях, изученных объектов в натуральном
фотографиях;
виде в естественных условиях;
представления о
знание способов получения
назначении изученных объектов, их
необходимой информации об
роли в окружающем мире;
изучаемых объектах по заданию
отнесение изученных
педагога;
объектов к определенным группам
представления о
(осина - лиственное дерево леса);
взаимосвязях между изученными
называние сходных
объектами, их месте в окружающем
объектов, отнесенных к одной и той же мире;
изучаемой группе (полезные
отнесение изученных
ископаемые);
объектов к определенным группам с
соблюдение режима дня, учетом различных оснований для
правил личной гигиены и здорового
классификации
образа жизни, понимание их значение в
называние сходных по
жизни человека;
определенным признакам объектов из
соблюдение элементарных тех, которые были изучены на уроках,
правил безопасного поведения в
известны из других источников;
природе и обществе (под контролем
объяснение своего решения;
взрослого);
выделение существенных
выполнение несложных признаков групп объектов; знание и
заданий под
соблюдение правил безопасного
контролем учителя;
поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни;
адекватная оценка своей
участие в беседе;
работы, проявление к ней
обсуждение изученного;
ценностного отношения, понимание
оценки педагога.
-
проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без
текущего контроля учителя (при
наличии предваряющего и итогового
контроля), осмысленная оценка своей
работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
совершени
е действий по соблюдению санитарногигиенических
норм
в
отношении изученных объектов и
явлений;
выполнение доступных
возрасту природоохранительных
действий;
осуществление
деятельности по уходу за комнатными
и культурными растениями.
Дифференцированный уровень
включает учся, имеющих в силу
своего психофизического состояния
значительные трудности по усвоению учебного материала:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;
представления о назначении изученных объектов;
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (например-растения, животные);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового
образа жизни (под
контролем взрослого);
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в
природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета:
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных
ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня
освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие
достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной
программы; динамика результатов предметной обученности, формирования
базовых учебных действий.
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных
особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке
знаний и умений.
В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их
сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и
умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика
должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение
на определённую тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях.
При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение
необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и
самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности,
логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в
соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает
понимание материала, может с помощью учителя сформулировать,
обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Умение творчески
применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя. Умение применять полученные знания на
практике в стандартных ситуациях.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему,
излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в
постоянной помощи учителя. Умение работать на уровне воспроизведения.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод
воспитательного воздействия на обучающегося. Или выставляется, если
знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований
программы, отсутствие умений работать на уровне воспроизведения.
Критерии для оценивания письменных и контрольных работ:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении
нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием
незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но
допущено одна-две ошибки или два-три недочета (если эти виды работы не
являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 работы,
при этом в работе допущено от трех до пяти ошибок или более трех –
четырех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по
проверяемой теме.
Отметка «2» – не ставится. Или если правильно выполнено менее
половины работы, если допущенное количество ошибок выше нормы, при
которой может быть выставлена отметка «3».
Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки, чертежи, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает
чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной
точности измерений;
было допущено два-три недочета;
было не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
эксперимент проведен не полностью;
в описании наблюдений из опыта допустил неточности,
выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет
правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков,
что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным,
принципиально важным задачам работы;
подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы
по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении,
в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при
работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по
требованию учителя.
Отметка «2» – не ставится.
Комплексная оценка:
Отметка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме
демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному
предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в
аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и
практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается
указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность,
при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Отметка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в
решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать
полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ
или письменная работа, а также практические действия ученика могут
содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы
правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается
указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность,
при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Отметка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме
демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету,
и сталкивается с трудностями при решении практических задач.
Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого
результата при выполнении практического задания. Характер допущенных
ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или
непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и
наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности
обучающегося.
V.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс Курс «Животные»
Введение (2)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и
приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные
животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение
животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные (12)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника
(внутреннего скелета).
Черви (4)
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание,
дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с
глистными заболеваниями.
Насекомые (8)
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский
жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание,
способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми
(повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с
вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности
человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.
Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь.
Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в
народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых
нитей от шелкопряда.
Демонстрация коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным
растениям. Демонстрация видеофильмов о насекомых.
Позвоночные животные (55)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника
(внутреннего скелета).
Рыбы. (7) Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные
рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее
строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы
чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное
использование и охрана рыб.
Демонстрация видеофильмов о рыбах, свежей рыбы (карась, щука)
Земноводные. (3) Общие признаки земноводных (обитание и на суше, и
в воде). Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки,
способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от
рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности
внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация видеофильмов о земноводных.
Пресмыкающиеся (4). Общие признаки пресмыкающихся
(передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение
пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению,
образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Демонстрация: видеофильма о пресмыкающихся.
Птицы. (13) Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности
внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой
пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, цапли).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.
Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение
яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение
кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация строения яйца, фильмов о птицах, птицеферме.
Млекопитающие, или звери. (16)
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей (3): волосяной покров
тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее
строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения,
дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация: таблиц, видеофильма.
Грызуны (2): мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний
вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни,
питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные (2): заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие
признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и
кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов.
Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном
хозяйстве.
Хищные звери (4): волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки
хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих
животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ
жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей.
Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака.
Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ
жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на
зверофермах.
Ластоногие морские животные (1): тюлень, морж, морской котик.
Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных,
распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные (1): кит, дельфин. Общие признаки китообразных.
Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение.
Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные (2): дикие и домашние. Общие
признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные
(лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих
животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные
травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные
сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Приматы (1) Общая характеристика.
Сельскохозяйственные млекопитающие (12)
Корова (3). Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие
фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овцы (2). Распространение овец. Особенности внешнего строения и
питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.
Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование
овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к
засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение
верблюда в хозяйстве человека.
Верблюды (1). Особенности строения – приспособленность к жизни в
пустыне. Значение верблюдов в народном хозяйстве.
Северные олени (1). Особенности строения — приспособленность к
суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение
северного оленя в народном хозяйстве.
Свиньи (3). Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы,
ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их
оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление.
Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь (1). Внешнее строение лошади: особенности туловища,
головы, ног, кожного по крова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади,
тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Повторение (1) Общие признаки изученных групп животных,
признаки сходства и различия. Различие диких и домашних животных.
Охрана диких и уход за домашними.
VI.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология»
8 класс
Раздел
Введение(2ч)
Беспозвоночные
животные. Черви (4ч)
Насекомые (8ч)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема урока
Кол-во
часов
1
1
1
Многообразие животного мира.
Значение животных и их охрана.
Общие признаки червей.
Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека.
Обобщающий урок по теме: ЧЕРВИ
Внешнее
строение
и
образ
насекомых.
Бабочка – капустница.
Яблонная плодожорка.
Майский жук.
Комнатная муха.
жизни
1
1
1
1
1
1
1
1
Позвоночные
животные. Рыбы. (7ч)
Земноводные (3ч)
Пресмыкающиеся (4ч)
Птицы (13ч)
Млекопитающие или
звери (16ч)
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Медоносная пчела.
Тутовый шелкопряд.
Обобщающий урок по теме: НАСЕКОМЫЕ
Общие признаки позвоночных Внешнее
строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб.
Размножение рыб.
Речные рыбы.
Морские рыбы.
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
Общие признаки земноводных. Среда
обитания и внешнее строение лягушки.
Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие лягушки.
Общие признаки пресмыкающихся.
Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся.
Размножение и развитие пресмыка ющихся.
Общие признаки птиц.
Особенности внешнего строения птиц.
Особенности скелета птиц.
Особенности внутреннего строения птиц.
Размножение и развитие птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе.
Птицы леса.
Хищные птицы.
Птицы пресных водоемов и болот.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Домашние куры.
Домашние утки и гуси.
Птицеводство.
Общие признаки млекопитающих. Внешнее
строение млекопитающих.
Особенности скелета и нервной системы
млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны.
Значение грызунов в природе и жизни
человека.
Зайцеобразные.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери.
Дикие пушные звери.
Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищные звери.
Ластоногие.
Китообразные.
Парнокопытные.
Непарнокопытные.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сельскохозяйственные
млекопитающие (11ч)
57.
58.
Приматы.
Корова.
1
1
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Содержание коров на фермах.
Выращивание телят.
Овцы.
Содержание овец и выращивание ягнят
Верблюды.
Северные олени.
Домашние свиньи.
Содержание свиней на свиноводческих
фермах.
Выращивание поросят.
Домашние лошади. Содержание лошадей и
выращивание жеребят.
1
1
1
1
1
1
1
1
67.
68.
1
1